Как проверить терморегулятор холодильника в домашних условиях

Признаки неисправности термостата в холодильнике

Быстрый ремонтСложно представить, как происходило бы развитие человечества, не изобрети оно бытовые холодильные установки для хранения пищи. Сейчас без этого прибора не обходится ни одно жилище современного человека, поскольку без него скоропортящиеся продукты не продержались бы при комнатной температуре и нескольких суток.

Холодильный шкаф рассчитан на десятилетия интенсивной и непрерывной работы, а большинство устройств по истечению этого срока нуждаются лишь в дозаправке фреоном и некоторых профилактических мероприятиях. Но бывает и так, что даже самые надежные узлы этого устройства, вследствие брака, неправильной эксплуатации, или аварийной ситуации, начинают сбоить или вовсе выходят из строя.

Такие поломки выражаются в странном поведении холодильного шкафа. Он может перестать поддерживать нужную минимальную температуру, из-за чего продукты и приготовленная пища начнут быстро портиться, либо наоборот – замораживать содержимое холодильного отсека до непригодного состояния так, словно продукты были положены в морозилку. Также эти состояния могут чередоваться.

Если такие проблемы присутствуют, то, скорее всего, вышел из строя термодатчик. Остается только правильно определить причину его поломки и произвести своевременный ремонт.

Функции термостата

Термостат (термостатический датчик, термодатчик, термореле) предназначен для измерения температуры в испарителе. На основании считываемых показаний он помогает регулировать температурный режим в морозильной и холодильных камерах, а также в зоне свежести, если таковая имеется.

Конструкция термостата довольно несложная, вне зависимости от типа холодильного шкафа. Это устройство представлено в виде емкости, которая соединяется с тонкой сильфонной трубкой. Эта трубка заполнена фреоном и сообщается с испарителем.

Как только температура в испарителе начинает повышаться, это вызывает повышение уровня охлаждающей жидкости в емкости трубки термостата. Если давление превышает установленный предел, то жидкость приводит в движение рычаг, который замыкает электрические контакты. Замыкание цепи является сигналом к началу работы компрессора.

В ходе функционирования компрессора температура в морозильной и холодильной камере снижается, что приводит к аналогичному процессу в испарителе. Давление в нем снижается, после чего рычаг становится на место и размыкает электрическую цепь, прекращая работу компрессора.

Чем точнее работает термостат, тем более отлаженным и мягким будет режим работы компрессора. Соответственно, поломка первого устройства приводит к скорому выходу из строя второго.

Признаки поломки термостата

Качественный и быстрый ремонт

Любой желающий сможет определить поломку этого устройства по ряду характерных признаков:

  • Перестала работать одна или несколько камер холодильника.
  • Если холодильник оснащен несколькими датчиками, то перестанет работать именно та камера, в которой вышло из строя термореле. В том случае, если на две камеры функционирует один единственный датчик, то перестанут работать обе камеры сразу. При наличии соответствующих светодиодных индикаторов определить эту поломку можно будет по сигналам о превышении температуры. Некоторые устройства могут даже выводить код ошибки неисправного устройства на экран дисплея управления.
  • Компрессор редко отключается или не отключается вообще.
  • Этот признак можно определить по интенсивности работы компрессора, возросшему энергопотреблению, а также по переморозке морозильной камеры, которая вся заплывет льдом. Стоит отметить, что капельные холодильники, где конденсат стекает по стене, сигнализируют о выходе реле из строя замерзанием этого конденсата, чего быть не должно.
  • Компрессор очень редко включается.
  • Если компрессор бесшумный, то его редкое включение можно отследить по возросшей температуре во всех отсеках прибора. Также эта неисправность может быть определена по аварийному сигналу превышения температуры.

Как заменить термостат

Замена данного устройства являет собой сложную техническую задачу, которую практически невозможно осуществить без навыков и специального инструмента. Поэтому с диагностикой и ремонтом могут разобраться лишь специалисты. Ведь ничего не зная об электрической схеме холодильника и не обладая прибором для откачки фреона, закупорки баков и прочими приспособлениями, сделать ремонт самостоятельно не получится.

Важно отметить, что самостоятельный ремонт может закончиться такими тяжелыми повреждениями холодильника, восстановление которых обойдется в гораздо большую сумму, чем вышедший из строя реле, замененный квалифицированным мастером.

Как проверить терморегулятор холодильника: советы профильных специалистов

А вам знакомо чувство разочарования, когда вы надумались попить холодного молочка, а оно уже прокисло? Или перекусить колбасой, а она «не первой свежести»? Или вы просто заметили, что в вашем холодильнике как-то уж слишком тепло? Быть может, запылился змеевик конденсатора на задней панели устройства. В таком случае консультанты компании АЛМ-запчасти советуют отодвинуть холодильник, пропылесосить змеевик на низких оборотах и пока не задвигать холодильник на место (почему — узнаете скоро).

Возможно, термостат холодильника установлен на слишком высокую температуру (ну, зацепили случайно тумблер, когда искали колбасу в прошлый раз) и поэтому холодильник не морозит. Если вы вернули переключатель на место, но это не помогло, то, видимо, придется купить холодильнику новый термостат (сделать это можно здесь)! Но не спешите — сначала проверьте работоспособность старого. Вот поэтому вам и не нужно сразу возвращать холодильник на место. Вам нужен доступ к задней стенке! Внутри холодильной камеры находится лишь панель управления и реле, которое размыкает контакты при достижении заданной температуры. Остальные элементы в большинстве моделей находятся сзади.

Алогоритм проверки термостата

1. Найдите термостат

Для начала ознакомьтесь с инструкцией — так легче будет искать устройство конкретно в вашем холодильнике. Если у вас все хорошо с пространственной ориентацией, можете приступать. Внизу вы увидите большое темное шарообразное нечто — это компрессор. Сверху может быть что-то закреплено — например, резервуар для сбора воды. Снимите все лишнее, что мешает добраться до термореле (оно обычно сбоку слева).

2. Найдите контакты

Снимите крышку термореле и ознакомьтесь со схемой расположения контактов. Вам в этом поможет инструкция или сведения с сайта производителя. Сфотографируйте (или зарисуйте) схему подключения. В стандартном варианте будет 7 контактов:

  • заземление;
  • фаза питания;
  • нуль для кабеля питания;
  • фаза термостата;
  • нуль для электроники;
  • питание лампочки;
  • заземление для электроники.

3. Отсоедините внутре н ний кабель

У разных производителей возможны разные варианты, однако суть в том, что сигнал на термореле идет по внутреннему кабелю. Его легко найти (если что – инструкция в помощь) и отсоединить.

4. Прозвоните кабель питания

На всякий случай это тоже нужно проверить — не все повреждения видны визуально. Тут все просто: лепесток заземления нужно прозвонить со стальными неокрашенными (!) частями корпуса, штыри вилки — со своей парой на реле. Если с кабелем все в порядке, то сигнал должен быть. Если что-то где-то не прозванивается, то дело не в термостате, а в кабеле, и поиски поломки на этом можно закончить.

5. Прозвонить клеммы вилки

Если проблема с термореле, то при прозванивании клемм вилки между собой она обнаружится. Если на тестере какие-то нереально большие показатели в Омах — скорее всего, произошло короткое замыкание. Вот вы и нашли поломку!

Но это еще не все. Продвинутые пользователи, наверняка, уже готовят вопрос: почему проверку нужно делать именно так, а не иначе? Например, просто выключить холодильник через термостат и поискать разрыв? Отвечаем: если холодильник поддерживает такой лайф-хак, как выключение через термостат, то в термостате с высокой степенью вероятности есть две группы контактов. Одна может работать, другая — нет, и поиск неисправности таким способом может не дать результата. Тогда уже просто пощелкайте термостат между разными режимами — а вдруг контакт вернется на место сам?

Если чудо не произошло, настраивайтесь на ремонт и покупку новых запчастей для холодильника. И даже если провести починку самостоятельно вам не по силам, то уж покупку самой запчасти для холодильника специалисты АЛМ-запчасти советуют провести самостоятельно. Так вы застрахуете себя от того, что вам установят некачественную или неподходящую деталь.

Замена термостата холодильника Ariston

Если стало заметно, что холодильник слишком интенсивно морозит продукты или долго не отключается – стоит искать причину в работе его термостата. Это контрольный прибор, снимающий температурные характеристики морозильной камеры и передающий сигнал на температурное реле. Как только достигается нужный уровень заморозки, термостат посылает импульс для отключения реле и прекращения дальнейшего нагнетания минусовой температуры. При такой беспрерывной работе совсем не удивительно, что практически для всех моделей холодильников Аристон замена терморегулятора – это стандартная процедура.

Замена термостата Ariston

Когда нужно менять термостат?

В новом агрегате этот прибор должен работать бесперебойно в течение всего заявленного гарантийного срока. Обычно это три года. На практике его функциональность в данной марке холодильного оборудования сохраняется намного дольше. Но из-за целого ряда независящих от самого устройства факторов замену термостата в холодильниках Аристон иногда приходится делать чаще. И узнать о необходимости такой замены можно по характерным признакам бездействия терморегулятора:

  • на стенках морозильной камеры образуется сначала легкий снежный иней, а затем все более толстый слой ледяного налета;
  • внутри холодильной камеры возрастает скорость охлаждения и устанавливается минусовая температура;
  • сам агрегат может по несколько часов работать беспрерывно;
  • после принудительного отключения от сети электропитания в холодильнике не запускается реле и не включается компрессор;
  • циклы отключения и включения становятся слишком частыми, а период работы компрессора – очень коротким.

Так как некоторые из этих признаков имеют схожесть с поломками и нарушением работоспособности других узлов и деталей, точную диагностику термостата в холодильниках марки Аристон было бы разумно доверить компетентным мастерам. При наличии специальных инструментов, мультиметров, диагностического оборудования они смогут точно установить тип неисправности и даже ее причину

Причины выхода из строя

Неисправности, приводящие к выходу из строя всего холодильного агрегата, могут быть технического или эксплуатационного характера:

  • резкие скачки напряжения в электросети;
  • нарушение в настройках температурных датчиков;
  • закупорка капиллярной системы;
  • нарушение в настройках температурных датчиков;
  • утечка хладагента в небольшом объеме;
  • повреждения контактов термостата.

Некоторые из причин могут возникать в результате неаккуратного пользования агрегатом, когда он подвергается частым перевозкам или из-за нестабильной работы системы электроснабжения.

Замена термостата в холодильнике

Условия профессиональной замены

Для продления срока службы холодильника и поддержания его функциональности необходимо корректно подобрать модификацию терморегулятора, а также его технические характеристики. Это в компетенции мастера с соответствующей специализацией. Самостоятельные попытки могут привести к дополнительным проблемам, например, поломке реле из-за несоответствия моделей. К тому же, только квалифицированный мастер сможет устранить саму причину неисправности.

Для оказания квалифицированной помощи вашему холодильному агрегату воспользуйтесь услугами нашего сервисного центра. Здесь вас ожидает полный комфорта и гарантий сервис:

  • с выездом мастера на дом;
  • с объективной ценой замены термостата;
  • с гарантиями работоспособности холодильника после ремонта;
  • с быстрым реагированием по заявке;
  • с наличием всех моделей термостата для замены.

Узнавайте больше о наших услугах, скидках, гарантиях и условиях по указанным реквизитам дежурного администратора сервисного центра.

Как проверить терморегулятор холодильника

Тревожный симптом в работе холодильника – если вы заметили, что он отключился и не подаёт признаков жизни, или наоборот, работает без перерыва. Такое поведение заставляет срочно проверить терморегулятор.

Что собой представляет и где располагается терморегулятор

Устройство для регулирования температурного режима работы холодильного прибора (термостат) представляет собой электрическое реле. Один его конец с помощью герметичной медной трубки с циркулирующим внутри хладагентом (фреоном) соединён с испарителем. С другого конца корпуса напаяны контакты из электропроводного металла. Соединяя и разъединяя их, реле подаёт сигналы управления на компрессор.

Механический терморегулятор для бытовых холодильных приборов

Фреон с высокой скоростью реагирует на смену режима работы: при понижении или повышении температуры меняется давление внутри капиллярной трубки. Соединение или разъединение контактов приводит к срабатыванию пружины, подключённой к регулятору. Степень её сжатия меняется с помощью механического действия – поворота тумблера вправо/влево. Смена положения контактов приводит к запуску или остановке компрессора. Таким образом регулируется температурный режим в холодильной и морозильной камерах.

У электронного терморегулятора более сложная конструкция. Он состоит из датчика и модуля (платы) управления. В зависимости от класса холодильного оборудования используется одна из двух схем установки реле. Они различаются по количеству датчиков:

  • один (по аналогии с механической конструкцией);
  • несколько (для каждой зоны охлаждения).

Ремонт и замена электронных регуляторов требуют специальных знаний, поэтому лучше обращаться в сервисный центр. Диагностику, ремонт и замену механических регуляторов можно произвести самостоятельно.

Конструктивные варианты расположения термостата:

  1. Внутреннее.

Подобный вариант монтажа используется на устаревших моделях холодильных агрегатов бытового назначения. Термостат установлен внутри герметичного пластикового корпуса.

  1. Наружное.

На современных холодильниках терморегулятор монтируется непосредственно возле тумблера выбора величины температуры. Установка/снятие устройства выполняется с помощью металлических болтов.

Диагностика терморегулятора

Проверка термостата с помощью тестера

Для доступа к терморегулятору необходима крестообразная отвёртка. Способы диагностики в домашних условиях:

  1. Оценить неисправность термостата, не прибегая к его демонтажу, можно с помощью проверки сильфона. Это небольшая пластина, вмонтированная в регулятор. Если при повороте ручки пластина не сдвигается и не издаёт щелчков, реле подлежит замене.
  2. Проверить целостность электросхем с помощью тестера. Для применения мультиметра по назначению термостат следует демонтировать. Прибор переводится в режим омметра. Минимальное сопротивление контактов указывает на неисправность терморегулятора.
  3. Если датчик после демонтажа исправен, но при повторной установке не работает корректно, налицо очень редкий дефект: контакты не смыкаются и не размыкаются. Устройство на несколько минут помещается в холодную воду, затем проводится повторная проверка электрических цепей с помощью тестера. Появление на дисплее цифры 1 или надписи «error» свидетельствует о неисправности терморегулятора.

Кроме ярко выраженных признаков того, что термостат работает неправильно (устройство не выключается) или полностью неисправен (устройство не включается), есть ещё несколько режимов, при которых следует провести его технический осмотр.

Холодильник не отключается

Для оценки исправности терморегулятора в этом случае необходимо произвести следующие действия:

  • обесточить холодильный прибор;
  • освободить внутреннее пространство и произвести размораживание;
  • установить тумблер реле на минимальную температуру или в режим заморозки;
  • поместить внутрь холодильной камеры термометр с минусовой шкалой;
  • включить холодильник на 2-3 часа.

В конце процедуры термометр должен показывать не менее +6 °С. В противном случае реле не функционирует нормально и подлежит заводскому ремонту или замене.

Холодильник не включается

Отсутствие реакции холодильника на команды системы управления после отключения может свидетельствовать о поломке трёх составных частей – термодатчика, пускового реле, компрессора. Убедиться в том, что причина поломки кроется лишь в неправильной работе термостата, можно следующим образом:

  1. Обесточить холодильник.
  2. Открыть защитный корпус и произвести осмотр.

Цвета проводов термостата

Датчик оснащён несколькими разноцветными проводами. Заземление окрашено в жёлто-зелёный цвет, провод соединения термостата с мотор-компрессором – в чёрный, красный или оранжевый цвет. Окраска двух других кабелей:

  • нулевой – коричневый;
  • соединение датчика со светодиодом «вкл./выкл.» – белый, зелёный или жёлтый.

Все провода, кроме «земли» следует соединить между собой напрямую. Ровное жужжание компрессора после включения холодильника свидетельствует о поломке термостата.

Намораживание стенок испарителя

Нормальное функционирование всех систем не предполагает появление на стенках холодильной камеры слоя инея. Это приводит к снижению эксплуатационной температуры. Если термостат среагировал на установку режима выключения компрессора, он полностью работоспособен.

Намораживание холодильной камеры – один из признаков поломки термостата

Время непрерывной работы мотора составляет не более 45 минут. Для проверки следует освободить внутреннее пространство от продуктов и в течение 4-5 часов фиксировать время промежутков отключения.

Если оно отличается от нормального, необходимо установить регулятор термостата на минимальную температуру. Непрерывная работа холодильника в течение времени, превышающего 45 минут, свидетельствует о неисправности и необходимости замены терморегулятора.

Самостоятельный ремонт или замена терморегулятора

После установления причины поломки термодатчика следует определиться с дальнейшими действиями. Выбор небольшой: ремонт или замена.

Ремонт

Для обеспечения дальнейшей бесперебойной работы холодильника нужно произвести несколько действий в отношении термостата:

  • отсоединить терморегулятор;
  • снять медную капиллярную трубку с испарителя;
  • заменить сильфон;
  • закрепить пластинку на испарителе холодильника.

После завершения ремонтных процедур следует соединить все детали в обратном порядке и установить терморегулятор в защитный корпус.

Демонтаж термостата своими руками

Замена

Установка на холодильник нового терморегулятора взамен вышедшего из строя занимает ещё меньше времени. Монтажные работы состоят из 6 последовательных действий:

  1. Удаление накладки верхней дверной петли посредством вывинчивания болтов.
  2. Снятие двери.
  3. Изъятие заглушки, установленной сверху на холодильник, и шестигранного крепёжного винта.
  4. Демонтаж фиксаторов и верхней крышки.
  5. Отсоединение тумблера установки температуры.
  6. Откручивание болтов и снятие термостата.

После завершения демонтажа вышедшего из строя температурного датчика его заменяют новым. Все вышеуказанные действия следует повторить в обратном порядке.

Особенности эксплуатации холодильника после замены термостата

Наиболее распространённой ошибкой в процессе ремонта термостата является отсутствие проверки его работоспособности до демонтажа. В этом случае полноценная диагностика оборудования может быть затруднена, а истинная причина поломки – не установлена.

Минимизация вероятности выхода терморегулятора из строя состоит в соблюдении простых правил эксплуатации холодильного оборудования:

  1. Перед включением холодильника произвести калибровку установки. Расстояние между задней стенкой устройства и строительными перегородками должно быть не менее 100 мм. Несоблюдение правила приводит к перегреву мотор-компрессора и повышенному износу узлов/деталей.
  2. Не помещать в холодильную и морозильную камеру ёмкости с продуктами, не остывшими до комнатной температуры. Это может привести к сбоям в работе компрессора (он не будет выключаться долгое время).
  3. Не менее одного раза в месяц производить полное размораживание холодильника.

Размораживание холодильника

Важный фактор в процессе самостоятельного ремонта термостата – обязательная фиксация всех действий на фото или видео. Это необходимо для того, чтобы избежать ошибок при проведении сборки датчика. В связи с тем, что часть его узлов и деталей имеют повышенную степень чувствительности, важно не допускать в процессе монтажа механических повреждений. Иначе регулировка температурного режима работы холодильника будет невозможна.

Проверка работоспособности терморегулятора

Терморегулятор это автоматический выключатель, который выполняет всего одну главную функцию — подача (отключение) напряжения на нагрузку. В качестве нагрузки может использоваться нагревательная секция, маты, ИК плёнка или другие электроприборы.

Подача (отключение) напряжения на теплый пол происходит в зависимости от показаний датчика температуры или по времени (для программируемых терморегуляторов).

Перед проверкой терморегулятора необходимо проверить правильность настроек программы (для программируемых терморегуляторов) и правильность выбора датчика температуры (установки перемычек для терморегуляторов с двумя датчиками температуры).

Схема подключения терморегулятора

Рассмотрим подключение простого и самого распространённого терморегулятора для теплого пола RTC 70.26.

Терморегулятор RTC 70.26 вид сзади

Как видно на фото терморегулятор имеет колодку для подключения проводов.

  • Контакт №1 (L) — подключение фазы от розетки или щитка управления.
  • Контакт №2 (N) — подключение нулевого провода от розетки или щитка управления.
  • Контакт №3 (N) — подключение нулевого провода идущего к нагревательному элементу — тёплому полу.
  • Контакт №4 (L) — подключение фазы идущей к нагревательному элементу — тёплому полу.
  • Контакт №5 — свободный.
  • Контакты №6 и №7 — подключение двух проводов от датчика температуры (сенсора).

Обратите внимание, что на терморегуляторе указано сопротивление сенсора. Применение сенсора с другим сопротивлением приводит к неправильной работе терморегулятора. Самыми распространёнными являются датчики температуры на 6, 10 и 15 кОм. Например, терморегуляторы серии RTC комплектуются датчиками температуры 10 кОм.

Внимание! Все действия по подключению, замене терморегулятора или замене датчика температуры производятся при отключенном напряжении!

Проверка работоспособности терморегулятора для теплого пола

Последовательность проверки терморегулятора и датчика температуры.

  1. Проверяем правильность подключения проводов. Руководствуемся схемой подключения согласно паспорта. Для терморегуляторов серий RTC, ТС и Е можно руководствоваться схемой приведенной выше.
  2. Ставим регулятор температуры на минимум.
  3. Подаем напряжение на терморегулятор и проверяем напряжение приходящее на терморегулятор (контакты 1 и 2). Напряжение должно быть 220 В.
  4. Переводим тумблер в положение ВКЛ (ON).
  5. Поворачиваем регулятор температуры по часовой стрелке на максимум. У исправного терморегулятора при повышении температуры должно сработать реле (слышится щелчок). На контакты №3 и №4 при этом подаются напряжение 220 В.

При уменьшении температуры (поворот регулятора против часовой стрелки) реле должно выключать подачу напряжения на тёплый пол. Это подтверждает факт работоспособности терморегулятора.

Если при увеличении температуры до максимума на контактах №3 и №4 нет напряжения тогда проверяем датчик температуры.

Выявить неисправность датчика температуры просто, достаточно измерить его сопротивление и сопоставить с заявленными в паспорте. При нагревании датчика температуры его сопротивление уменьшается.

Температура и сопротивление 10 кОм-ного датчика пола

Температура, °С Сопротивление, Ом
5 22070
10 17960
20 12091
30 8312
40 5827

Если сопротивление отличается от заявленного в паспорте, то необходимо заменить его. Стоимость датчика температуры на рынке от 200 до 300 рублей за штуку.

Примечание. В программируемых терморегуляторах в случае неисправности датчика температуры на панель выводится соответствующее сообщение.

Способы проверки работоспособности терморегулятора для теплого пола

Можно сделать проверку исправности терморегулятора путем замены на другой заведомо исправный терморегулятор. Если второго терморегулятора нет, то можно теплые полы подключить «напрямую» к сети 220 В минуя терморегулятор и убедится в работоспособности «тёплого пола».

  • отключаем напряжение;
  • к проводу подключенному к контакту 1 (L- фаза) подключаем провод 4 (L- фаза к нагрузке);
  • к проводу подключенному к контакту 2 (N-ноль) подключаем провод 3 (N-ноль нагрузка);
  • подаем напряжение и ждем некоторое время, например 1 час. Если пол становится тёплым, то значит неисправность в терморегуляторе.

Обесточиваем систему, производим замену неисправного терморегулятора на исправный.

Я рад если Вы смогли разобраться самостоятельно, если же остались вопросы, то звоните по телефонам, указанным на сайте и задайте вопрос — будем разбираться вместе.

Термоинспекция: как проверить термостат не снимая с машины или при покупке в магазине

Холод летом — на пользу. Зимой наоборот, хочется тепла, да побольше: и двигателю, и салону. Без терморегулятора задачу не разрешить, на этом и решили внедрить в систему охлаждения термический переключатель. Механизм не вечный, служит как придется: у кого 40 000 км отхаживает, кто делится опытом беспроблемной эксплуатации в течение 200 000 км. Выход из строя ознаменуется несомненным нарушением терморавновесия, а укажут на него симптомы, диагностируемые на раз.

Когда менять: признаки выхода из строя термопереключателя

как проверить термостат по патрубкам радиатора

Абстрактные симптомы в состоянии указать на характер болезни, которая постигла терморегулятор:

  • Заклинивание в открытой позиции (охлаждайка постоянно циркулирует через радиатор). На морозце мотор греется неважно, и на предельных городских скоростях температура охлаждающей жидкости падает. Скажем, на улице -15°C, ОЖ на холостых оборотах разогрелась до 70°C, выезжаем на многополоску, движемся со скоростью 60 км/ч, а стрелка температурного прибора либо стоит на месте, либо идет на снижение. Расход топлива заметно увеличивается (+ 1-2 литра на 100 км).
  • Клин в закрытом положении (антифриз движется по рубашке и радиатору печки, минуя основной теплообменник). Охлаждения не будет и летом перегрев неминуем. Факт отчетливо проясняет бегущая вверх стрелка термометра при включенном вентиляторе охлаждения. Дополнительно сигнализируют о проблеме «мозги» в виде подсвеченной иконки Check Engine.
  • Окончательная остановка в промежуточной позиции. Затяжной прогрев + перегрев в жару. Незначительное увеличение аппетита (в пределах 1 л/100 км).

как проверить автомобильный термостат по патрубкам радиатора

  • Невозможность плотно закрыть большой круг, при этом шток двигается и полное открытие совершается. Клина нет. Препятствуют отложения, накопленные в результате несвоевременной смены тосола, смешивания ОЖ различных классов (например, на Hyundai Solaris антифриз можно мешать только с G11), использования дешевых или поддельных жидкостей. Выявить факт в теплое время можно только по трубкам. Зимой на загрязнение укажет неохотный рост температуры с 70°C до 90-95°C при езде по трассе, в городе же проблем с прогревом не будет. При виде подобной картины любители закрыть радиаторную решетку картонкой часто склоняют владельца к утеплению передка. В холода это, несомненно, полезно.

Не снимая с машины: как проверить термостат на исправность по патрубкам радиатора двигателя

Основной теплообменник связан с системой охлаждения двигателя двумя шлангами: подводящим и отводящим. Прямая функция терморегулятора – подключать/отключать теплообменное устройство, открывая/перекрывая одну из трубок при температуре 82-87°C. Какую – решает производитель мотора.

Какой шланг трогать

Перед тем, как проверить термостат, не снимая с двигателя, необходимо выяснить место его монтажа: до радиатора или после него. Это влияет на то, по какому патрубку будет вестись оценка работоспособности регулятора:

  1. Верхний – в системах с расположением термопереключателя перед теплообменником (к примеру, Lada Granta).
  2. Нижний – в конструктах с терморегулятором после радиатора (к примеру, ВАЗ 2110, Hyundai Solaris, Peugeot 308).

Норма и отклонения

как проверить термостат пирометром по патрубкам радиатора

Диагноз ставится по температуре шланга. Методов ее оценки – два: приблизительный (прикосновением руки) и точный (пирометром). Приступать к диагностике необходимо сразу же после холодного пуска двигателя, исследуя степень нагрева верхней или нижней трубки (зависит от схемы расположения термостата):

  • Исследуемый шланг в течение некоторого времени был холодным, а остальные – горячими, потом стал теплым. В случае использования пирометра в этот момент температура патрубка резко поднимается до той, при которой открывается термостат. Терморегулятор переключил поток на большой круг. Исправен.
  • Перекрываемая трубка сразу начала медленно прогреваться. Термопереключатель постоянно открыт, и антифриз циркулирует через радиатор на холодном моторе. Неисправен – заклинил в открытой, промежуточной позиции или до конца не закрывается.
  • Обследуемый шланг постоянно холодный, по датчику на приборной панели температура силовой установки достигла рабочей. Термостат заклинил в закрытом положении, ОЖ постоянно движется по малому кругу. Неисправен.

В домашних условиях: как проверить термостат непосредственно при покупке в магазине и перед тем, как ставить

Брака, особенно среди российских терморегуляторов для ВАЗ, предостаточно. К сожалению, удобного способа полноценно опробовать узел непосредственно в торговой сети нет. Держа в руках термоприбор, максимум, что можно сделать – подуть в штуцер, открывающий доступ к радиатору. Если воздух идти не будет, то большой круг закрыт, что и надо при комнатной температуре.

Переместится ли клапан в противоположную позицию, в которой поток движется через теплообменник, при покупке в магазине никто не скажет и термостат придется проверить в домашних условиях. Смысл в этом есть: если брак будет выявлен до постановки на автомобиль, лишний раз сливать «охлаждайку» и крутить гайки не придется. Диагностика происходит в кастрюле, предварительно заполненной холодной водой:

  • Погрузить терморегулятор в воду так, чтобы он не соприкасался со стенками емкости (подвесить на проволоке, противоположный конец которой закрепить на перекладине).
  • Опустить в кастрюлю термометр, градуированный до 100°C.
  • Включить конфорку.
  • Проследить, начинает ли открываться клапан при приближении к температуре срабатывания термостата (вынимать пассатижами из кипятка или поднимать за палочку и смотреть, течет ли вода из выхода).
  • Удостовериться, полностью ли термопереключатель переходит к циркуляции на большой круг (вода прекращает литься из другого патрубка).

проверить работу термостата по патрубкам радиатора

Внимание! Не опускать холодную деталь в горячую воду – металл даст трещины.

Это универсальная технология оценки работоспособности терморегулятора. Иногда конструкция узла позволяет воспользоваться ухищрениями, физическая сторона которых знакома каждому со школьных лет. К примеру, на ВАЗ 2110 и первых Приорах процедуру диагностики можно упростить:

  • Повернуть деталь так, чтобы торец нижнего патрубка смотрел вниз (горизонтальное положение), и опустить в воду.
  • Развернуть терморегулятор в воде на 90° так, чтобы он стал вертикально, а штуцер к нижнему шлангу, идущему от радиатора, был внизу. Перед клапаном останется воздух.
  • Закрепить прибор на перекладине.
  • Нагревать воду. Клапан, начиная приоткрываться, выпустит воздух в виде пузырей в кастрюле.
  • Подливая водичку в верхний патрубок (идет к верхнему штуцеру радиатора), следить за тем, когда ее уровень прекратит понижаться. Это свидетельство того, что деталь полностью перешла на большой круг.

как проверить термостат по холодным патрубкам радиатора

К сведению. Точки начала открытия циркуляции через основной теплообменник и полного закрытия малого круга отслеживаются по термометру и сравниваются с паспортными данными.

Устанавливая новый узел, рекомендуется менять хомуты и шланги. Присоединив трубки, туго затяните хомуты, чтобы потом не консультироваться, почему уходит антифриз из расширительного бачка и как бороться с течью.

Короткая схема действий

Простой способ проверить термостат, не снимая с машины – проследить за температурой того патрубка радиатора, вход или выход которого перекрывает механизм. Верхний это или нижний шланг – станет понятно после изучения конструкции системы охлаждения конкретного автомобиля. По мере прогрева двигателя он должен быть холодным, а при достижении мотором рабочей температуры – резко нагреться. Если трубка нагревает сразу или она холодная даже на прогретой силовой установке, терморегулятор неисправен.

Приобретая новый термопереключатель, подуйте в подключаемый штуцер прямо при продавце. Полный тест на пригодность к установке производится в кастрюле. Деталь опускается в холодную воду, жидкость греется и устанавливается факт открытия большого и закрытия малого круга при определенной температуре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: