Какой газ используется в холодильниках?

Какой газ используется в холодильниках?

2.3 Хладагенты, применяемые в холодильных установках

Хладагенты — это рабочие вещества паровых холодильных машин, с помощью которых обеспечивается получение низких температур. Наиболее распространенные из них — хладон и аммиак.
К холодильным агентам предъявляют ряд требований. При атмосферном давлении температура кипения рабочего тела должна быть достаточно низкой. Давление рабочего вещества в конденсаторе должно быть умеренным, так как в противном случае требуется увеличение прочности и, следовательно, металлоемкости машин.
Немаловажным свойством холодильного агента является его удельная объемная холодопроизводительность.
Хладоносители это жидкости, с помощью которых теплота отводится от охлаждаемого объекта. В холодильной технике продукция охлаждается в холодильной камере непосредственно холодильным агентом. Если это технически осуществить трудно, объект охлаждают при помощи хладоносителя. К нему предъявляют следующие требования: низкая температура замерзания, большая теплоемкость, малая вязкость, небольшая стоимость. Температура замерзания их зависит от концентрации рассола.
Для уменьшения коррозирующего действия рассолов на металл трубопроводов в растворы добавляют так называемые пассиваторы: хромат натрия, бихромат натрия, двухметаллический фосфат натрия. В качестве пассиваторов используют также раствор гашеной извести или каустическую соду.
Для уменьшения потерь на трение и увеличение пропускной способности трубопроводов рекомендуется добавлять в рассолы высокомолекулярные полимеры, так называемые поверхностно-активные вещества (ПАВ), в количестве 0,03. 0,7 %.
Диапазон рабочих тел для использования в компрессорных тепловых насосах на сегодняшний день достаточно широк. Обязательные критерии выбора хладагента включают высокую термическую стабильность, умеренное давление конденсации, высокую скрытую теплоту кипения. Окончательный выбор хладагента представляет собой компромиссное решение.
При выборе хладагента руководствуются его термодинамическими, теплофизическими, физико-химическими и физиологическими свойствами. Важное значение имеет также его стоимость и доступность. Хладагенты не должны быть ядовиты, не должны вызывать удушья и раздражения слизистых оболочек глаз, носа и дыхательных путей человека.
Хладон-12 (R-12) имеет химическую формулу CHF2C12 (дифтордихлорметан). Он представляет собой газообразное бесцветное вещество со слабым специфическим запахом, который начинает ощущаться при объемном содержании его паров в воздухе свыше 20%. Хладон-12 обладает хорошими термодинамическими свойствами
Хладон-22 (R-22), или дифтормонохлорметан (CHF2C1), так же как и хладон-12, обладает хорошими термодинамическими и эксплуатационными свойствами. Отличается он более низкой температурой кипения и более высокой теплотой парообразования. Объемная холодопроизводительность хладона-22 примерно в 1,6 раза больше, чем хладона-12.
Аммиак (NH3) — бесцветный газ с удушливым сильным характерным запахом. Аммиак имеет достаточно высокую объемную холодопроизводительность. Производство его основано главным образом на методе соединения водорода с азотом при высоком давлении с наличием катализатора. Аммиак применяют и для получения низких температур (до -70°С) при глубоком вакууме. Теплота парообразования, теплоемкость и коэффициент теплопроводности у аммиака выше, а вязкость жидкости меньше, чем у хладонов. Поэтому он имеет высокий коэффициент теплоотдачи. Стоимость аммиака невысока по сравнению с другими хладагентами.
Как известно, некоторые хладагенты обладают озоноразрушающей способностью, что не может не тревожить международную общественность.
Хлорсодержащие хладагенты, достигая стратосферы разлагаются там ультрафиолетовыми лучами и высвобождают хлор, быстро реагирующий с озоном, разрушая таким образом озоновый слой.
Продолжительность жизни хладагентов в атмосфере также очень важный фактор. Это показатель времени, в течение которого различные вещества сохраняются в атмосфере и могут влиять на окружающую среду. Иными словами, чем дольше химикат или хладон сохраняется в атмосфере, тем он менее экологически безопасен.
В 1985 г. в Вене была принята Конвенция о защите озонового слоя. К ней присоединились 127 государств, включая Россию и страны СНГ.
В 1989 г. вступил в силу Монреальский протокол о постепенном сокращении, а затем и о полном прекращении в 2030 г. выпуска озоноразрушающих хладагентов. К опасным группам были отнесены хладоны R-11, R-12, R-113, R-114, R-115, R-12B1, R-13B1, R-114B2. В 90-х гг. текст протокола был ужесточен путем введения ограничений не только на производство, но и на торговлю, экспорт и импорт любой холодильной техники, содержащей озоноразрушающие вещества.
Российская Федерация приняла на себя обязательства, вытекающие из Монреальского протокола об охране озонового слоя. Согласно принятым решениям, R-502 запрещен к производству с 1 января 1996 г. Для R-22 установлены более отдаленные сроки — сокращение производства и использования с 2005 г. и полный запрет начиная с 2020 г.
Для замены R-502 и R-22 основными мировыми производителями химической продукции были разработаны и выпускаются переходные (с содержанием хлорфторуглеводородов) и озонобезопасные (состоящие только из фторуглеводородов) смеси хладагентов.
К переходным хладагентам относятся R-402, R-403B и R-408A, которые могут использоваться в действующем оборудовании. Большая часть этих новых рабочих веществ появилась сегодня на российском рынке.
Озонобезопасные хладагенты R-507, R-404A, R-134A можно рекомендовать как для работы в новом оборудовании, так и для реконструкции низкотемпературных холодильных систем. Они разработаны для замены R-22 в действующем и выпускающему в настоящее время оборудовании [9].

Выбор хладагента для холодильной системы

По своим термодинамическим свойствам это один из лучших холо­дильных агентов. Широко применяется в компрессионных (главным образом в поршневых и винтовых) холодильных машинах и абсорбционных холодильных установках. Такие холодильные машины используются в пищевой промышленности, на льдозаводах, искусственных катках, крупных холодильниках, на рыболовецких траулерах и т.п. Для эксплуатации требуется опытный обслуживающий персонал.

Это бесцветный газ с удушливым запахом. Он легче воздуха, ядовит. Вызывает раздражение слизистой оболочки глаз и верхних дыхательных пу­тей. Допустимая концентрация в воздухе — не более 0,02 мг/л, содержание в количестве 0,5-1 % может привести к летальному исходу. Пожаро- и взрыво­опасен. Горит при концентрации в воздухе более 11 %, взрывается при со­держании 16-26,8 % (особенно аммиак опасен при 22 %).

Аммиак хорошо растворяется в воде (700 объемов паров NH3 в 1 объе­ме H2O — нашатырный спирт). В масле растворяется мало, не меняет его вяз­кости. В нагнетательном трубопроводе необходимы маслоотделители.

Не действует на черные металлы, алюминий. В присутствии воды раз­рушает цинк, медь и их сплавы (кроме фосфористой бронзы).

У аммиака высокий коэффициент теплоотдачи (почти как у воды), что позволяет использовать в качестве теплопередающих элементов обычные во­допроводные трубы без оребрения.

Большое значение показателя адиабаты (k=1,31) приводит к высокой температуре нагнетания в компрессоре. Желательно водяное охлаждение компрессоров. Надо избегать перегрева паров аммиака на линии всасывания.

Аммиак сравнительно дешев, химически стоек, распространен повсеместно. Применяется везде, где токсичность и взрывоопасность не являются определяющими факторами.

Это бесцветные газы, без запаха, примерно в 4 раза тяжелее воздуха, безвредны. Пожаро- взрывобезопасны, но при контакте фреонов с открытым огнем происходит их разложение с образованием некоторого количества ядовитого газа фосгена. Поэтому, запрещено курить, пользоваться открытым огнем в помещениях, где есть фреоновые установки.

Фреоны, в большинстве, очень текучи, практически не растворяются в воде, хорошо растворяют масла, что облегчает организацию смазки компрессоров. Они являются растворителями органики, поэтому простая резина не пригодна для прокладок. Используется фторопласт, бензостойкая резина — севанит или паронит — материал из асбеста, каучука и наполнителей.

У большинства фреонов удельная массовая холодопроизводительность значительно ниже, чем у аммиака. Это означает, что размеры и массы ком­прессоров, аппаратов, трубопроводов во фреоновых установках существенно выше чем в аммиачных (при одинаковых холодопроизводительностях). Но это дает и свои преимущества:

а) в малых (бытовых) холодильных машинах это позволяет использовать компрессоры с приемлемыми КПД, более надежно регулировать холодопроиводительность;

б) в больших холодильных машинах есть возможность быстрее переходить к многоступе- чатым центробежным компрессорам, что дает значительные преимущества.

Значительный недостаток фреонов — низкие коэффициенты теплоотда­чи при кипении и конденсации. Это требует больших поверхностей теплооб­мена. Поэтому в фреоновых теплообменниках, как правило, применяют оребренные теплообменные трубы. И так как фреоны нейтральны ко всем металлам, то их обычно делают из медных сплавов.

Читайте также  Холодильник атлант работает без остановки что делать?

Однако у каждого хладона есть и свои особенности, которые необходимо учитывать при выборе рабочего тела для холодильных машин.

Принцип выбора хладагентов

С точки зрения экономики желательно, чтобы хладагент имел такие характеристики, которые бы обеспечили минимальный расход энергии на единицу холодопроизводительности. Однако анализ всех свойств хладагента и опыт эксплуатации показал, что потребляемая мощность на единицу холодопроизводительности почти одинакова для всех распространенных хладагентов. Поэтому КПД и экономичность обычно не являются решающими факторами при выборе хладагента. Более важными являются свойства, которые позволяют уменьшить массу, размеры и начальную стоимость холодильного оборудования, упростить автоматизацию и обслуживание.

Существенный фактор — стоимость и наличие самого хладагента, требования к безопасности.

Вреден ли фреон из холодильника

Холодильники

Многие поломки холодильника сопровождаются разгерметизацией охлаждающего контура. Коррозия испарителя, нарушение целостности локринговых соединений, пробой испарителя ножом, если вы пытались сбить лед в морозилке при размораживании холодильника – все это приводит к выходу из строя агрегата и утечке фреона. И помимо вопроса «что делать с холодильником», второй не менее резонный – «не опасен ли фреон»? Может быть он ядовит? Не отравятся ли домочадцы, особенно, если у нас стандартная 6-метровая кухня? А еще у нас газовая плита – не «рванет» ли?

Ответим сразу: в современных холодильниках циркулируют хладагенты марок R600a, R134a, R12 и R22. В тех объемах, которые имеются в бытовых холодильниках, утечка фреона не может нанести вред здоровью или привести к взрыво- или пожароопасной ситуации.

В нижеприведенной таблице мы подробно рассмотрим основные свойства фреонов с точки зрения их потенциальной опасности для человека и окружающей среды (в том числе влияния на озоновый слой).

Представляет собой газ природного происхождения, поэтому не разрушает озоновый слой.

В высокой концентрации промышленных масштабов (при объемной доле в воздухе — 30%), приводит к удушью. Как вы понимаете, фреона из единственного бытового агрегата для создания подобной концентрации совсем не достаточно. Не горюч, однако при температуре свыше 330 °C выделяет токсичные соединения.

Ядовит ТОЛЬКО при нагревании свыше 250 С° за счет разложения на токсичные соединения.

Как вы сами видите из таблицы, даже потенциально опасные для человека фреоны при комнатной температуре и в тех объемах, которые имеются в бытовых холодильниках – не могут причинить вред человеку. Впрочем, проветривание помещения в случае утечки фреона не повредит – для вашего же спокойствия.

Как определить, какой фреон в вашем холодильнике?

Если вы беспокоитесь, что ваш холодильник был заправлен каким-то иным хладагентом (как вам кажется, очень вредным и опасным), рекомендуем узнать марку фреона, на котором работает холодильник. На компрессоре каждого холодильника есть специальная бирка (наклейка), где указан используемый хладагент. Кроме того, тип фреона указывается в техническом паспорте агрегата.

С 99% уверенностью можно утверждать, что ваш агрегат функционирует на одном из описанных выше хладагентов (R600а, R134a, R12 или R22), которые не ядовиты и не несут никакой опасности для человека.

Признаки утечки фреона

Как определить, что из холодильника вытек фреон? Существует ряд признаков, свидетельствующих об утечке хладагента из холодильника:

  • Если вы сбивали лед в морозилке, острие воткнулось в стенку и вы услышали шипение – речь идет об утечке.
  • Недостаточное охлаждение, при этом компрессор работает постоянно и не отключается. При утечке фреона холодильник не может достигнуть заданной температуры, и агрегат пытается «компенсировать» недостаток холода постоянной работой. Если холодильник двухкомпрессорный – плохо будет охлаждать одна из камер, если однокомпрессорный – обе.
  • Мотор не включается совсем. После того как фреон улетучился, компрессор не «заводится», холодильник перестает работать вообще.
  • Сигналы о неисправности. Современные холодильники сообщают о том, что температура выше заданного значения. Это может быть мигание аварийного индикатора или звуковой сигнал.
  • Визуальные признаки. Если произошла утечка в испарителе, на нем возникает большой нарост снега и льда (что говорит о неисправности). Если же по периметру дверцы морозильной камеры видны следы коррозии, скорее всего, образовалась утечка в контуре обогрева периметра морозилки. В обоих случаях холодильник не морозит или морозит не достаточно хорошо.

Большинство фреонов обладают повышенной текучестью, за счет чего они могут улетучиваться даже через малейшие микроотверстия. Именно поэтому определить место утечки, порой, бывает крайне сложно. Мастера «БытТехРем» используют для этого течеискатели – профессиональное оборудование, которое по концентрации фреона в воздухе помогает найти место пробоя. Сделать это самостоятельно без должных знаний и специальных инструментов – невозможно. Именно поэтому в случае утечки фреона мы настоятельно рекомендуем обращаться к профессионалам.

Холодильник на газу

Такой холодильник считается экологически чистым. Он оснащен одной или двумя камерами. Работает на газе и на электричестве. Эта покупка будет полезна при проживании в трейлере, либо в месте, где есть проблемы с электричеством.

Как работает холодильников на газу

Принцип работы

Во время работы в устройстве образуется конденсат. Об этом производители позаботились, и отвели специальный слив в отверстие, которое уходит в заднюю крышку. Это позволяет не размораживать агрегат в течение 2-3 недель. Помимо основной камеры имеется морозильная.

Внутри агрегата установлен тэн. Он может может обеспечить работу от электросети. Внизу расположен штуцер для подключения к газовому баллону. Теплообмен происходит за счет решетки, которую видно сзади.

Агрегат работает от подключенного к нему баллона с пропаном. В среднем, одного баллона хватает на месяц использования. Внешне такие модели схожи с обыкновенными холодильниками. Кроме того, они поддерживают такую же температуру, равную от +2 до + 4 градуса в холодильном отделении и от -15 до -5 градусов в морозильном.

Температура кипения аммиака ниже температуры кипения воды. Это приводит к процессу выпаривания концентрированных паров аммиака, они проходят теплообменный аппарат, конденсатор и испаритель. Выйдя из испарителя, пары встречаются с абсорбентом и охлаждаются. Циркуляция раствора происходит в непрерывном режиме.

Конструктивные элементы:

  • Генератор;
  • Нагреватель;
  • Конденсатор;
  • Испаритель;
  • Поглотитель.

Особенности:

  • Температурный режим не отличается от электрических моделей;
  • Функционирует и от баллона с газом, и от электросети;
  • Конструкция не предполагает наличие запорных вентилей и движущихся частей.

Газовые холодильные камеры безопасны, надежны и долговечны. Малые габариты автомобильного холодильника обеспечивают его удобство при транспортировке и экономию места в машине.

Плюсы и минусы холодильника на газу

Преимущества и недостатки

  • Способен бесперебойно функционировать от разных источников питания. Включает в себя стандартные розетки, сжиженный газ и возможность работать от автомобильных прикуривателей.
  • Высокая производительность и энергоэффективность.
  • Широкий ассортимент на рынке.
  • Бесшумная работа. Конструкция газовой холодильной камеры не предусматривает наличие компрессора и других движущихся элементов. В результате во время работы нет никаких вибраций.
  • После выключения агрегат долгое время поддерживает температуру.
  • Долговечность. Благодаря отсутствию вибраций уменьшается износ всего оборудования и отдельных частей.
  • Экономичность достигается за счет работы от баллонов с газом. Газ – экологически чистый продукт с низкой стоимостью.

Газовые агрегаты создаются разных размеров и габаритов. Это позволяет подбирать их для различных условий. Бывают вместительные образцы. Есть и небольшие, которые с легкостью поместятся в автомобиле. В сравнении со стандартными моделями, они вмещают в себя меньшее количество продуктов.

Как выбрать холодильник на газу

Критерии выбора

При выборе газового холодильника руководствуйтесь теми же правилами, что и при выборе обычного.

Газовые агрегаты выпускаются в виде малых моделей, объемом до 35 литров, и в виде напольных образцов, объемом от 100 литров. Большие включают в себя холодильную и морозильную камеры, маленькие – только холодильную.

Цена варьируется в зависимости от объёма. По сравнению с моделями, работающими только от электросети, газовые устройства стоят на порядок дороже. Автомобильные холодильники стоят недорого за счет малых размеров.

Читайте также  Как переключить кондиционер с холода на тепло?

Учитывайте климатический класс – это параметр, характеризующий климатические условия при эксплуатации.

Различают классы:

  • N – от +16 до +32 градусов;
  • SN – от +10 до 32 градусов;
  • ST – от + 18 до +38 градусов;
  • T – от +18 до +43 градусов.

Дополнительные функции и комплектация:

  • Автоматическое оттаивание;
  • Индикатор температуры на панели;
  • Звуковые и световые сигналы;
  • Аварийная сигнализация;
  • Антибактериальное покрытие;
  • Колесики для транспортировки;
  • Функция No Frost – циркуляция воздуха препятствует образованию льда;
  • Режим суперохлаждения для быстрого снижения температуры (Super Cool);
  • Экономичные режимы работы.

Различают механический и электронный тип управления холодильником. С их помощью регулируется температурный режим внутри камер. Электронный тип оснащен дисплеем, где отображается информация о функционировании агрегата.

Как пользоваться

Эксплуатация

Устройства оснащены холодильной и морозильной камерой, внутренней подсветкой, комфортным температурным режимом.

Абсорбционный холодильник работает на пропане. Включение осуществляется при помощи шланга через редуктор к штуцеру. Устанавливать изделие можно в любом месте. Лучше остановиться на вертикальной ровной поверхности. Нужно учитывать, что задняя стенка выделяет тепло и нагревает близлежащие предметы.

Модели с функцией питания от электроэнергии оснащаются системой отключения газа. Она работает автоматически и срабатывает при обнаружении проблем с пламенем горелки.

Внутри холодильника имеются светодиодные лампы для освещения. Они работают на батареях, которые способны выдержать нагрузку 1 год. Если батарея разрядится, можно перейти на питание ламп через сеть. При этом сам агрегат работает от баллона.

Существуют модели, у которых есть функция регулировки температуры. Она осуществляется при работе от газа и от электричества.

Для очистки нельзя использовать порошки или кислоты. Это поцарапает внутреннюю поверхность и в этих местах потом образуется ржавчина.

При небрежной загрузке продуктов повреждается поверхность, а части сколотой эмали могут попасть в пищу. При разморозке нельзя использовать острые предметы для очистки испарителя ото льда и снега. Во время работы газовый агрегат нельзя накрывать. Следите, чтобы дверца плотно закрывалась.

Меры предосторожности:

  • Устанавливать холодильную камеру в хорошо вентилируемом помещении;
  • Не устанавливать во влажных и пыльных местах;
  • Запрещается устанавливать рядом с открытыми источниками огня;
  • Беречь от попадания прямых солнечных лучей и воды (дождя);
  • Не размещать холодильник в зоне действия источников тепла, лучше поместить в прохладное место;
  • Аккуратно перемещайте баллон с газом;
  • Используйте только специализированные газовые баллоны;
  • Перед началом работы проверьте исправность всех шлангов и прочих соединительных элементов, они должны быть герметичны и не пропускать газ;
  • При присоединении газовой плиты к электросети следите, чтобы к одному блоку питания было подключено одно. Не перегружайте систему, чтобы не возникло проблем с проводкой;
  • Не используйте шнур для подключения, имеющий трещины и повреждения;
  • Не храните много вещей на верхней крышке холодильника;
  • Не храните летучие и воспламеняющиеся вещества, а также жидкости внутри холодильника;
  • Периодически проветривайте помещение и следите за вентиляцией воздуха;
  • Не ставить сверху воду, если холодильник подключен к электросети.

Чтобы холодильная камера работала долго и бесперебойно, сразу после покупки нужно внутренние дверцы и полки вымыть теплой мыльной водой, протереть досуха и проветрить. В начале эксплуатации рекомендуется с периодичностью в 2 недели проветривать агрегат.

Неисправности

Неисправности и ремонт

Чаще всего при эксплуатации сталкиваются с проблемой поднятия температуры в камере сгорания. Это происходит при подсоединении к баллону. Сбой в работе основных механизмов устраняется заменой.

Возможен выход из строя креплений полок и дверцы. Неполадки со звуковой и световой сигнализацией устраняются заменой неисправной детали.

Популярные неисправности касаются поджога горелки – после простоя устройство попросту не включается. Непрерывная работа приводит к повышению температуры в морозильной и холодильной камере.

Возможна утечка хладагента из испарителя. Для нейтрализации проблемы проводится полная диагностика.

Поломка тероморегулятора происходит из-за работы без остановки. В морозильной камере появляется лед и снег, если дверца не закрыта плотно. В данном случае заменяются уплотнители на дверце.

Газовое оборудование опасно для жизни, поэтому лучше доверить починку профессионалам.

Разновидности хладагентов для автокондиционера

Фреон – отличный хладагент, используемый в системах автомобильного кондиционирования. Сама система состоит из фреоновой холодильной машины, отдельные сегменты которой соединяются фреонопроводом. В отличие от бытовых холодильников, автомобильные кондиционеры имеют резьбовые соединения с дополнительными резиновыми уплотнителями. Компрессор, который мы рассматривали в отдельной статье, работают за счет механического привода. Герметичность обеспечивают несколько сальниковых уплотнений. При этом нельзя гарантировать отсутствие утечек хладагента – он начинает медленно испаряться даже через мельчайшие щели в уплотнительных элементах. По этой причине автомобильные кондиционеры периодически нужно заправлять.

Фреон в крупных баллонах

Что важно знать о фреонах

Исследования показали, что человек может чувствовать себя более чем комфортно при температурах 20-27 °C. Причем конкретное значение температуры из данного диапазона берется с оглядкой на влажность. При влажности 70% температура 21 °C будет столь же комфортной, как температура 27 °C при влажности 30% . Поскольку в жаркие дни влажность может быть разной (зависит это во многом от региона), водителю приходится «играть» с температурой, добиваясь наиболее комфортного нахождения в салоне авто. Если кондиционер не работает, что чаще всего происходит как раз из-за утечки фреона, температуру контролировать не удается. Вот что нужно знать о хладагенте:

  • Фреон ( хладон ) представляет собой бесцветный газ или жидкость, которая не имеет запаха. В плане химических свойств фреоны инертны, однако, в случае больших утечек серьезно вредят окружающей среде. При нагреве до высоких температур становятся очень сильными ядами. Объем заливаемого в систему фреона зависит от модели автомобиля и всегда указывается в техпаспорте;
  • Автомобильный кондиционер – это сложная фресковая холодильная машина, элементы которой соединяются специальными фреонопроводами. Самими слабыми ее элементами являются уплотнители – она быстро изнашиваются из-за перепадов температур, вибраций, прямых механических воздействий, контакта с прочей автохимией;
  • Некоторый процент фреона приходится на смазочный материал. Производитель добавляет масло в хладагент потому, что оно уменьшает износ трущихся частей и уплотнителей. И именно по этой причине кондиционер периодически нужно включать на 10-15 минут , дабы смазка покрыла тонким слоем внутренние полости кондиционера;
  • Частота дозаправки автомобильного кондиционера фреоном зависит от возраста автомобиля. Как правило, в новый автомобиль хладагент нужно подливать спустя 2-3 года эксплуатации, а уже через 7 лет процедура должна стать ежегодной.

Специалисты рекомендуют удалять фреон, когда автомобиль подвергается сильному нагреву при каких-либо работах. Вследствие нагрева хладагент расширяется, что влечет за собой разрыв отдельных элементов кондиционера (обычно выходят из строя только уплотнители).

Чем заправлять автомобильный кондиционер

Сегодня распространены только 2 автомобильных фреона, третий пока не актуален:

  1. R12 . Может похвастать отличной холодопроизводительностью, небольшим энергопотреблением. Загвоздка кроется в его составе. А именно в некотором проценте хлора, который негативно влияет на окружающую среду. Исследования показали, что долгое использование данного хладагента в автокондеционерах отрицательно сказались на состоянии озонового слоя Земли. Так называемая парниковая активность (GWP или ПГП) этих фреонов очень высока;
  2. R134а . По термодинамическим характеристикам близок к 12-му фреону, но все же на 10-15% хуже его по холодопроизводительности и в жидком состоянии более текуч. Однако не содержит в себе хлопа. GWP хладагента составляет 1430. Сегодня его часто применяют в холодильном оборудовании. В автомобильных кондиционерах же его применение еще двадцать лет назад было затруднено: требовалась серьезная техническая адаптация основного узла системы, а именно компрессора;
  3. R1234yf . Новое поколение фреонов, отвечающее нормативу EG/706/2007. Имеют GWP, равный всего лишь 4. Экологически безопасный газообразный хладагент, который, к несчастью, относится к воспламеняющимся веществам. Вплоть до 2017 года автомобильные кондиционеры адаптировались под данный хладагент очень редко, теперь же согласно указам ряда стран он будет приоритетным. Поскольку используется он редко (а так будет еще несколько лет), отметим лишь, что смешивать его с одним из двух вышеуказанных типов фреонов запрещено.
Читайте также  Можно ли убирать теплый суп в холодильник?

Фреоны

Пока что распространены только 2 первых типа хладагентов. Итак, резюмируем: смешивание R12 с R134а (и наоборот) при доливке категорически запрещено. Возможные неисправности: ускоренный износ деталей, повышение объема, изменение параметра холодопроизводительности.

Подробнее о различиях между автомобильными хладагентами

При плановой заправке кондиционера фреоном важно знать, что же было ранее залито в систему. Рекомендации легко найти в техпаспорте. Однако, производитель не удосуживается рассказать автолюбителям, в чем же разница между R12 и R134a, кроме как в текучести и некоторых термодинамических параметрах. Постараемся рассказать вам в подробностях:

  • Обезвоженный фреон R12 к металлам нейтрален и не отличается взрывоопасностью, а вот R134a из-за особенностей содержащихся в нем масел агрессивен по отношению к меди. К тому же при попадании в фреонопровод воздуха и дальнейшей сжатии фреон становится горючим. Тем не менее беспокоиться о горючих свойствах R134a не стоит: объем системы небольшой, так что особого вреда автомобильному кондиционеру нанесено не будет;
  • Вследствие разной текучести приходится использовать различные шланги. Вот этот момент уже крайней важен. Выше было указано, но для использования новых фреонов необходимо конструктивно изменять автомобильный кондиционер. Как раз-таки использование R134a заставило подавляющее большинство автоконцернов в 92-94 годах вводить изменения в фреонопровод. Эта же работа в 96-м году велась в авральном темпе – согласно принятому в этом году Монреальскому протоколу использование веществ, способных разрушать озоновый слой, запрещается;
  • Полиэфирные масла в R134a растворяют медь . Материал будет растворяться медленно, но уже спустя считаные месяцы плавно переместится на ближайшие не медные детали;
  • Для R12 и R134a существуют различные фильтры осушителей. Причем разница видна на молекулярном уровне: адсорбенто-молекулярное сито для новых фреонов сделано так, что не «конфликтует» с еще одним свойством данных хладагентов: они втрое гигроскопичнее R12;
  • R134a заливается с учетом того, что он занимает меньший , нежели R12, объем. Если об этом забыть, не придется долго ждать гидроудар компрессора;
  • Температура разложения обоих фреонов превышает 330 °C. Продукты разложения вызывают раздражения слизистых оболочек и даже повреждения сердечно-сосудистой системы. Причем R134a в некоторых отношениях агрессивнее по отношению к человеческому организму. Однако окружающей среде вредит не так сильно.

И, наконец, очень важный вопрос: если у меня R12 , могу ли я использовать другой хладагент? Конечно, его использовать можно, но только после доработки системы кондиционирования. Стоит это немалых денег. Если система уже адаптирована под R134a, смысла переходить на R12 тем более нет – вы ничего не сэкономите и усилите пагубное влияние автомобиля на экологию.

Заправка автомобильного кондиционера

Перевод системы с одного фреона на другой

Практически все переделки узлов автомобиля трудоемки и стоят немалых денег. Водителю самому решать, целесообразно ли такая работа. Для перехода с R12 на R134a потребуется замена следующих элементов:

  1. Конденсатор. Его замена требуется потому, что при использовании другого фреона изменится и теплоотдача. Соответственно, должны меняться и объемы внутренних полостей конденсатора;
  2. Сервисные клапаны. Старые резьбовые соединения элементов обычно меняют на быстросъемны е;
  3. Соединения трубопроводов. Как правило, штуцера с дюймовой резьбой мастера меняют на штуцера с метрической резьбой, дабы при последующем ремонте не возникали ошибки;
  4. Аккумулятор осушителя или же ресивер-осушитель. Внутреннюю полость детали заполнят осушителем XH7 ;
  5. Соединительные шланги. Новые шланги имеют внутреннее нейлоновое покрытие;
  6. Расширительные клапаны. Замена требуется потому, что меняется и рабочее давление.

Весь спектр работ должны делать только проверенные специалисты . Если переход осуществлялся едва ли не в кустарных условиях, слишком быстро выйдет из строя трубопровод, уплотнительные материалы и компрессор.

Как выбирать фреон и заправлять кондиционер

Для начала нужно определиться с тем, какой хладагент ранее заливался в систему. Вся необходимая информация указана в техпаспорте и рекомендациях по эксплуатации от автоконцерна. Однако, есть и другой способ узнать, залит был R12 или R134a : если автомобиль был выпущен до 92-го года, в нем с вероятностью почти 100% используется первый фреон. В небольших количествах кондиционеры, использующие R12 , производятся и для современных иномарок.

Теперь определимся с тем, сколько нужно доливать фреона. Перед началом работ вам нужно проверить давление. Обзаведитесь манометрической станцией и комплектом шлангов (в комплекте со средней по цене станцией обычно есть и шланги). Купите также переходник для трубок. Переходники бывают «под прошивку» и «под продавку». Лучше покупать первые.

Найдите под капотом кондиционерные магистрали. Их будет две: давления высокого и давления низкого. Магистраль высокого давления выполнена из трубок наименьшего диаметра. Соединив станцию через переходник с магистралью, запустите двигатель (так фреон начнет двигаться по фреонопроводу) и следите за показателями давления. Норма: от 250 до 270 кПа . Оптимальное давления колеблется между 280 и 290 кПа .

Что нужно для заправки кондиционера

Осталось провести дозаправку кондиционера. Килограммового баллона с фреоном будет достаточно для нескольких заправок. При этом вам нужна все та же манометрическая станция. Шлангами вам нужно соединить систему с баллоном и манометрическим коллектором. При этом двигатель автомобиля должен работать на холостом ходу при оборотах до 2000. Кондиционер переводится в режим рециркуляции. Далее следует сама заправка: раз в 2-3 минуты нужно открутить кран манометра, следя за показаниями давления. Как только показатели станут оптимальными, заправку можно прекращать.

Заметьте : внутрь магистрали ни в коем случае не должны попадать пыль и грязь. Дозаправку рекомендуется производить как можно быстрее. Лучшие для этого места: сухие, чистые и прохладные помещения. Для наглядности посмотрите видео в конце материала.

Какой фреон лучше для автокондиционера

Купить фреон в баллонах можно в серьезном автомагазине. Часто объявления о продаже встречаются в сети. Стоит помнить о том, что качество автомобильных фреонов примерно одинаковое. Это означает, что вы можете особо не оглядываться на производителя – лишь бы тип хладагента подходил к вашему транспортному средству .

Кроме этого, специалисты рекомендуеют проверять состояние других элементов системы автокондиционирования : фильтр осушителя, салонный фильтр, датчики (в частности внешнего и внутреннего воздуха), электромуфта. При выборе этих деталей изучите товары следующих фирм и отдавайте предпочтение именно им.

Эти фирмы поставляют относительно недорогие аналоги, которые по качеству исполнения не уступают оригинальным запчастям.

Вывод

Работать с автомобильным кондиционером зачастую приходится мастерам на СТО. И в этом нет ничего удивительного, ведь система кондиционирования только на первый взгляд кажется простой. На деле как при ее проектировании, так и при ремонте требуются экспертные мощности специалистов, имеющих инженерное образование по специальности холодильной и криогенной техники – только они могут довести до ума как автомобильный кондиционер, так и бытовой холодильник. Однако некоторые вещи водитель может проделать и сам. К примеру, с помощью специальных приборов (сегодня их можно заказать в интернете), называемых датчиками утечки , проверить наличие этих самых утечек хладагента. Под силу водителю и заправка кондиционера.

Что действительно требует работы экспертов, так это решение комплекса технических задач по переходу с R12 на R134a . Когда детали системы кондиционирования меняют на подходящие, специалисты ни в коем случае не должны забыть провести вакуумизацию и залить самое качественное масло. Также нужно в обязательном порядке проверить клапана на предмет «залипания», из-за которого не поднимается давление компрессора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: