Как работает термореле в холодильнике?

ТАЙМЕР ВМЕСТО ТЕРМОСТАТА

Отказ в работе термостата компрессионного холодильника чреват либо размораживанием холодильной камеры, либо перегоранием беспрерывно работающего мотора. Выручить в данной ситуации (временно — до покупки термостата или постоянно, если хладоагрегат старой модели) может самодельный автомат, периодически включающий холодильник.

Отличительная особенность автомата, по сравнению с разработками, опубликованными ранее, — компактность, использование более современной элементной базы и широкий диапазон продолжительности выдержки, который подбором номиналов некоторых деталей можно сделать от многих минут до нескольких дней. Причем последнего удается достичь благодаря применению во времязадающей цепи конденсатора С2 с двойным электрическим слоем — ионистора. К тому же в устройстве имеются два независимых регулятора, которыми устанавливают продолжительность: «Работа» (R5) и «Пауза» (R6).

Основа автомата — мультивибратор на операционном усилителе (ОУ) DA1, управляющий работой генератора коротких импульсов. Выполненный на однопереходном транзисторе VT1 , тот, в свою очередь, обеспечивает открытие симистора VS1. Питается генератор от сети через выпрямитель на диодах VD5, VD6 с балластным конденсатором С5. Для питания мультивибратора установлен параметрический стабилизатор, состоящий из балластного резистора R7 и стабилитронов VD1, VD2.

Мультивибратор собран по известной схеме с времязадающим конденсатором С2 и независимыми цепями его зарядки (VD3, R1, R5) и разрядки (VD4, R2, R6). Конденсатор разряжается и заряжается не полностью, а между двумя значениями напряжения (примерно 5,2 и 4,2 В), определяемого резисторами R3 и R4 и питанием ОУ. Это сделано для того, чтобы не превысить рабочее напряжение конденсатора и реализовать малые выдержки при небольшом зарядном и разрядном токах.

Мультивибратор вырабатывает прямоугольные импульсы, длительность которых и продолжительность пауз между ними зависят от номинала переменных резисторов. Когда на выходе ОУ напряжение близко к питающему (режим «Работа»), начинает работать генератор на однопереходном транзисторе. Импульсы от него поступают на управляющий электрод симистора. Тот, открываясь в начале каждого полупериода, подает на нагрузку практически все сетевое напряжение. Частота следования импульсов значительно превышает частоту сети, поэтому симистор устойчиво работает с нагрузкой в виде электродвигателя холодильника.

Поскольку для нормальной работы симистора на переменном напряжении надо на его управляющий электрод подавать импульсы отрицательной полярности, схема включения однопереходного транзистора несколько отличается от традиционной: управляющий электрод симистора подключен к эмиттерной цепи транзистора. Когда на выходе ОУ оказывается напряжение, близкое к нулю (режим «Пауза»), генератор перестает работать — и симистор не открывается. Нагрузка обесточивается.

Для указанных на схеме номиналов элементов и конкретного экземпляра конденсатора С2 продолжительность режима «Работа» определяется по формуле tp = 0,1 (R1 + R5)C2, а режима «Пауза» — по формуле tn = 0,1 (R2 + R6)C2. Продолжительность каждого режима можно изменять от двух минут до трех часов.

Принципиальная электрическая схема (а) и печатная плата(б) устройства.

Принципиальная электрическая схема (а) и печатная плата(б) устройства.

При неработающем автомате конденсатор С2, естественно, разряжен, а сразу после включения таймера он должен зарядиться до напряжения примерно 5,2 В. Это означает, что продолжительность первого цикла «Работа» будет почти в R4/R3 раза больше установленной резистором R5. Для хладоагрегата такая задержка даже полезна, поскольку он успеет набрать необходимую температуру.

Следует учитывать еще одно обстоятельство, связанное с первым включением таймера в сеть: пока заряжается конденсатор С3, устройство может работать неустойчиво. Лучше всего подключать нагрузку к таймеру через 10—20 с после начала его работы.

В автомате допустимо применять: конденсатор С2 — К58-96, К58-9в; С1, С3 — К52, К50-35; С4 — КМ, КЛС, К73; С5 — К73; переменные резисторы — СПО, СП4 с характеристикой А (линейная); постоянные — МЛТ, С2-33. В качестве однопереходного транзистора VT1 подойдут КТ117А — КТ117Г. Диоды VD3, VD4 — КД104А, a VD5, VD6 — любые выпрямительные с допустимым обратным напряжением не менее 300 В. Желательно, чтобы симистор был типа КУ208В или КУ208Г: при мощности нагрузки до 300 Вт (но не выше 1,1 кВт) такой полупроводниковый прибор можно использовать без радиатора.

Монтаж большинства деталей выполняется на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита. Укрепляется она внутри корпуса, на лицевой стенке которого устанавливаются переменные резисторы и розетка для включения нагрузки. Возможен вариант замены конденсатора С5 резистором МЛТ-2 с сопротивлением 12 кОм и монтажа симистора на общей печатной плате. Диод VD6 следует удалить.

Налаживание таймера сводится к подбору для резистора R7 (при работающем генераторе на однопереходном транзисторе) такого номинала, чтобы напряжение на конденсаторе С3 было на треть больше, чем на катоде стабилитрона VD1. Если сопротивление окажется превышающим 1 кОм, придется увеличить емкость конденсатора С5.

Затем проводят градуировку шкал у переменных резисторов. Сделать это лучше так: уточнить тестером номинал R1 и определить длительность цикла «Работа» (t) при нулевом сопротивлении резистора R5. Затем градуировать шкалу резистора R5 по формуле t = to (R1 + R5)/ R1, измеряя общее сопротивление последовательно включенных резисторов R1 и R5. Аналогично выполняется градуировка шкалы и у резистора R6.

Для большей продолжительности каждого цикла надо уменьшать зарядный и разрядный токи, то есть увеличивать номиналы резисторов R1, R2, R5, R6, а также R3 (при этом увеличится напряжение, до которого будет заряжаться конденсатор С2, но оно не должно превышать рабочее). Кроме того, следует применять ОУ с меньшими входными токами. К примеру, чтобы увеличить максимальную продолжительность выдержки до одного или нескольких дней, рекомендуется стабилитроны КС147А заменить на КС133А, в качестве ОУ применить К140УД12, номиналы резисторов R5, R6 увеличить в несколько раз, a R3 — в 10—20 раз.

Желательно также для повышения надежности работы всего устройства в целом подключить 0,25-ваттный резистор на 510—750 кОм параллельно конденсатору С5, а последовательно установить еще и токоограничительное сопротивление (36—47 Ом с номинальной мощностью рассеивания 0,5 Вт).

Для чего нужен терморегулятор?

Для чего нужен терморегулятор

Зачем нам нужен терморегулятор? Для чего продавцы обогревательных систем рекомендуют дополнительно приобретать Терморегуляторы, и что они дают?

Многие, при установки различных систем обогрева сталкиваются с вопросом нужен ли им дополнительно терморегулятор. Ведь зачастую цена терморегулятора, может составлять половину от самого прибора обогрева.

Что дает и для чего нужен терморегулятор, а так же почему рекомендуют его устанавливать, рассмотрим в этой статье.

Как работает терморегулятор?

Терморегулятор это прибор, механический либо электронный, позволяющий размыкать электрическую цепь (отключать электроприборы) при достижение заранее заданной ему температуры. Простыми словами помогает обогревателям поддерживать в помещении определенную, заданную температуру.

Для чего нужен терморегулятор?

Во первых, устанавливая любой отопительный прибор, будь то «конвектор», «ифракрасник» или «теплый пол», мы хотим добиться комфортной температуры в помещении. Не все обогреватели имеют встроенный терморегулятор, а те что и имеют могут лишь регулировать собственную температуру.

Для того же, чтоб правильно определить темперу в помещении целом нужен терморегулятор, при этом необходимо устанавливать термодатчик на определенном расстоянии от приборов нагрева.

То есть, для поддержания постоянной комфортной/заданной температуры в помещении как раз и нужен отдельно установленный терморегулятор.

Самый распространённый вид терморегуляторов являются терморегулятор для теплых полов. Однако, и другие виды отопления такие как конвекторы, инфракрасные обогреватели желательно подключать через терморегулятор, для их оптимального времени работы. Как правило данные регуляторы температуры представляют собой небольшую коробочку напоминающие выключатель внешней либо внутренней установки и имеют реле температуры (механическое либо цифровое). Такие терморегуляторы нужно устанавливаются в систему обогрева, путем соединения в электрическую цепь и закрепляются на стену.

Во вторых об экономии:

Для чего нужен терморегулятор

Покупая терморегулятор, мы несем некоторые дополнительные затраты. Например покупая терморегулятор для отопления частного дома, нам нужно устанавливать терморегуляторы в каждое отапливаемое помещение, соответственно количество терморегуляторов равно количеству комнат. Но в дальнейшей работе системы отопления дома, регуляторы помогут не только поддержать комфортную температуру но существенно снизить затраты на электроэнергию. Так например уезжая из дома на длительное время, можно выставить небольшую температуру для поддержания положительных значений. А значит затраты на отопление в ваше отсутствие будут минимальны.

Читайте также  Почему громко работает холодильник lg?

«Безусловно использование Терморегулятора дает дополнительную экономию в электроотоплении!»

Особенно важное значение имеет использование терморегулятора для кварцевых монолитных обогревателей .

При отопление с помощью монолитных кварцевых или каменных обогревателей главным их экономичным свойством является возможность надолго удерживать тепло после отключения «эффект горячего кирпича». Но чтобы использовать это свойство им необходимо периодическое принудительное отключение. Для этого им нужен терморегулятор либо устанавливать их через таймер времени.

Тут подойдут не только вышеупомянутые, монтируемые в цепь терморегуляторы, но и терморегуляторы прямого подключения. Такие приборы не требуют дополнительных навыков в установке и представляют собой терморегулятор с вилкой и розеткой. Эти приборы вставляются напрямую в розетку а вика обогревателя в него.

Как выбрать терморегулятор.

Выбирая терморегулятор важно знать какую максимальную нагрузку вы планируете на него подавать, так как на один регулятор можно подключать несколько приборов обогрева. Планируете вы его подключать цепь обогревателей, либо просто хотите воткнуть в розетку и выставить температуру.

Выбирая из множества производителей можно ориентироваться на удобства и внешний вид, так как принцип работы и свойства терморегуляторов в основном одинаковы.

Однако не стоит смотреть на самые дешевые модели китайских производителей, рекомендуем обратить внимание на терморегуляторы надежных брендов. Как правило цена на них выше всего на 20%, а надежность и электро-пожаробезопасность терморегулятора должна быть на первом месте.

Если у вас остались вопросы по выбору либо нужна консультация специалиста, звоните нам +7 495 088-93-21 . Мы поможем вам с грамотным подбором терморегулятора.

Обзор модельного ряда и видов реле температуры

Чтобы контролировать различные внешние факторы, используют немалое количество приборов. Реле температуры воды, воздуха или земли – это важное изделие, необходимое для контроля показателей в теплицах, инкубаторах, производственных помещениях и даже в жилых домах.

1 Общее описание

Датчик температуры (реле) – прибор, который произведен специально для регулирования и контроля температуры в емкостях или помещениях различного предназначения. Главной задачей изделия является поддержание определенной температуры.

Реле температуры

Баллоны, либо датчики – чувствительные элементы, которые остро реагируют на самые незначительные изменения в окружающей среде. Кроме такой классификации, устройства разделяют по месту установки:

  • монтаж прямо в среде изменения (вода, земля);
  • монтаж на стену или потолок.

1.1 Принцип работы

Принцип действия термореле можно рассмотреть на примере кондиционера, который оборудован классическим термостатом. При отклонении давления и температуры, чувствительное биметаллическое изделие меняет свое положение. Например, если этот элемент нагрелся до 5˚С – увеличивается его размер, и он поворачивает рычаг, который соединен с рабочими элементами данного кондиционера.

После такой реакции, термостат снова контролирует работу системы. При нормализации температуры помещения, элемент остывает и поворачивает рычаг обратно. И так продолжается все время работы термореле. Прямо пропорционально служит термостат в отопительных системах, как и в холодильнике, система включается при снижении показателей, и отключается после их повышения. Такую систему используют и для контроля котла.

Схема подключения реле температуры

Схема подключения реле температуры

Контроль температуры для холодильника происходит при помощи терморегулятора, который оборудован баллоном с жидкостью. Для нормального функционирования важно сделать правильный монтаж устройства. Накладной регулятор монтируют вне объекта, а камерный баллон устанавливают на испарителе. При нагревании рабочая среда превращается в пар, при этом положение баллона изменяется. При смене позиции баллон двигает рычаг, который выключает или включает температуру, в зависимости от обстоятельств.

При монтаже реле любого вида, рекомендуют возле него установить комнатный термометр. Ведь большинство моделей имеют небольшие погрешности при измерении.

Принято считать показатель нормальным, если погрешность составляет 2˚С, но в идеале погрешности не должно быть вообще. Если цифровой или манометрический механизм ошибается на 5˚С и более, то он нуждается в настройке. Более подробная инструкция имеется на упаковке изделия и в брошюре фирмы-производителя.

1.2 Реле температуры и принцип его работы (видео)

2 Типы приборов

Реле классифицируют по нескольким типам. По принципу работы бывают устройства:

  1. Датчики температуры манометрические.
  2. Датчики цифровые.

Манометрические изделия показывают t с помощью стрелочного устройства. Им очень просто пользоваться, поэтому применяют такую систему, в основном, для биметаллических чувствительных частей прибора.

Цифровое устройство – более модернизированный датчик с LED-дисплеем. Такой прибор очень просто установить без помощи специалистов и настроить необходимые параметры. Кроме градусов, на дисплее отображается время и другие сведенья, необходимые для работы. Такая электросхема устанавливается в современных холодильниках и морозильниках.

Разделяют типы изделий и по комплектации. Существуют термореле с датчиком температуры воздуха для кондиционеров, реле контроля t для обмотки двигателя. А есть устройства без датчика, тогда придется приобрести его отдельно. Такая конструкция изделия сделана для того, чтобы работать в системе «теплый пол», когда необходимо реле с выносным датчиком и длинным кабелем.

Реле температуры на включение отопления

Реле температуры на включение отопления

Существуют устройства-регуляторы температуры с термопарой. Одним из таких механизмов является реле-регулятор температуры с термопарой ОВЕН ТРМ 502. Используют его для поддержания необходимой t в упаковочном оборудовании, печах для выпекания и т.д.
к меню ↑

2.1 Модельный ряд устройств

Контроль температуры – очень важный параметр и его стоит отслеживать только на качественном оборудовании, которое исправно работает и не доставляет лишних хлопот.

Самые распространенные модели датчиков применяют для холодильных установок и отопительных систем: ТАМ 124, ТАМ 133, датчик реле температуры ТР и другие.
к меню ↑

2.2 ТАМ

Модельный ряд приборов серии ТАМ предназначен для сигнализации и регулировки t газообразных и жидких материалов в холодильниках, нагревательном оборудовании, в транспорте, в промышленности и т.д. Прибор имеет два уровня регулирования и контролирует изменения показателей следующих материалов:

  • воздуха;
  • пресной воды;
  • хладонов;
  • масел;
  • других жидкостей, которые не агрессивны к стали, медным сплавам и серебру.

Реле температуры ТАМ 103, автоматически регулирует t необходимой среды путем размыкания или смыкания электрической цепи. Устройство работает при воздействии:

  1. T˚ окружающей среды от -60˚ до +70˚С с влажностью до 80%.
  2. Атмосферного давления в пределах 0,071-0,107 МПа.
  3. Относительной влажности до 100% при температуре 55˚С.

Датчик-реле температуры ТАМ-102С

Датчик-реле температуры ТАМ-102С

Применение датчика реле температуры ТАМ 133 возможно в двухкамерных холодильниках, в которых капилляр устанавливается на испаритель. Терморегулятор поддерживает в холодильных установках заданную t путем автоматического выключения и включения двигателя компрессора или нагревателя (абсорбционные холодильники).
к меню ↑

2.3 Т 419 М1

Реле температуры Т 419 М1 — электронный прибор, предназначенный для двухпозиционной регулировки t и сигнализации включения команд в системах отопления и вентиляции, а также в холодильных установках.

Механизм М1 применяют как регулирующий, сигнализирующий и защитный прибор для автоматизации и других установок в похожих условиях. М1 работает при влажности до 95%, и t до +40˚С. Изделие М1 нельзя подключать к выпрямительным приборам с несглаженными пульсациями выпрямительного тока.
к меню ↑

2.4 Реле температуры Т 21 ВМ

Устройство контролирует, сигнализирует и регулирует t жидкого и газообразного рабочего материала, который не агрессивен к латуни и стали. Применяют изделие во взрывоопасных помещениях и установках, где может образоваться взрывоопасная смесь. Защищенность аппарата создается за счет взрывонепроницаемой оболочки, в которой находится механизм переключения и кабельный ввод. Эта оболочка выдерживает давление взрыва и делает невозможной его передачу во взрывоопасную среду.

Датчик-реле температуры Т 21 ВМ-1-03

Датчик-реле температуры Т 21 ВМ-1-03

2.5 Серия ДТКБ

Датчики серии ДТКБ – камерные биметаллические механизмы, которые произведены для двухпозиционного регулирования t в камерах, заполненных газообразной неагрессивной средой при условии отсутствия магнитных электрических полей.

В датчике реле температуры ДТКБ 49 четкость срабатывания всех контактов достигается с помощью встроенных в контактную систему магнитов и пружинного контакта. Установка прибора на нужную t происходит поворотом шкалы, которая крепко соединена с эксцентриком. При движении эксцентрика меняется положение контактов механизма, вследствие чего меняется температура замыкания и размыкания.

Чувствительной деталью на датчик реле температуры ДТКБ 53 является спираль биметаллическая. Когда t меняется, свободная часть спирали перемещается, и контакты размыкаются или замыкаются. По такой же схеме работает датчик реле температуры ДТКБ 57.
к меню ↑

Читайте также  Нужен ли no frost в холодильнике?

2.6 РТ

Применяют реле температуры РТ 820 М в промышленных и жилых помещениях, электрощитах, на складах овощей, емкостях с жидкостью и т.д. Основными преимуществами аппарата 820 М являются такие функции:

  • прибор 820 М оборудован индикатором с подсветкой, что весьма удобно для снятия показаний ночью;
  • провод датчика имеет длину 2,5 м, но при необходимости ее можно увеличить до 50 м;
  • выносной температурный датчик оборудован защитой IP 67, которая дает возможность устройству работать как в жидкости, так и в помещении.

РТ 303 реле температуры предназначено для коммутации электрических цепей блокировки и сигнализации в насосах, а также для контроля t в резервуарах при давлении не более 6 МПа. Устройство может работать в химической, пищевой, медицинской и других сферах промышленности. Принцип работы РТ 303 основан на механической передаче на контакты перемещения чувствительной детали (сильфон), вызванного увеличением t термометрической жидкости под влиянием изменения t контролируемой среды.

Датчик-реле температуры ТР-ОМ5

Датчик-реле температуры ТР-ОМ5

Эксплуатационные особенности реле температуры РТК 303:

  • t окружающей среды должна быть в пределах -40˚ — +85˚С;
  • показатель влажности – до 90% при 35˚С и температурах пониже без конденсации влаги.

Датчик можно установить в корпус подшипника в гнездо, которое должно быть глубиной не менее 18 мм. Установка реле температуры РТК 303 происходит при помощи гайки из комплекта.
к меню ↑

2.7 Серия RT

Механизмы RT используют в промышленности и судостроении. Эта серия состоит из термостатов, реле, которые оборудованы дистанционными датчиками и реле с позолоченным чувствительным элементом. Микропроцессорное реле температуры RT 12 16 поддерживает оптимальную температуру в помещениях, нагревающих и охлаждающих устройствах.
к меню ↑

Термостат холодильника K59-L1275 (длина капилляра 2,5м)

Терморегуляторы - Термостат холодильника K59-L1275 (длина капилляра 2,5м)

Если доставка дороже товара — отправка только по предоплате.

    Самовывоз из пункта выдачи — от 350 руб —>
  • Самовывоз из
    пункта выдачи

Расчет стоимости
по телефону

Термостат RANCO K59-L1275 (длина капилляра 2,5м)

  • Маркировка на корпусе: K59-L1275 19-21-04s

Применяется в холодильниках марки Стинол (модели:101, 102, 103, 105, 106, 107, 116, 117, 120, 123, 124, 131, 519, 85, 205, 232, 242, 256, RF305, RF345, RF370, RF NF 305, RF NF 345, RFC340, RFC 370, RFC NF340; двухкамерных холодильниках LG, Pozis, Indesit, Ariston, Минск, Бирюса, Атлант с "плачущим" испарителем.

Аналоги: ТАМ133, DANFOSS 077B6496, ATEA A130763, 25T65 EN60730-2-9

В подавляющем большинстве холодильников Stinol используются терморегуляторы фирмы Ranco. Также иногда применялись (применяются) приборы Danfoss (Дания) и Орлекс (Россия, г.Орел), но их доля, по
сравнению с Ranco, незначительна.Терморегуляторы Ranco К59 предназначены для использования в холодильниках, оборудованных плачущим испарителем. Термочувствительный элемент этих приборов (отрезок капиллярной трубки) должен находиться в надежном контакте с поверхностью плачущего испарителя, в противном случае, возможна нестабильная работа терморегулятора. В зависимости от температуры поверхности плачущего испарителя, терморегулятор производит включение или отключение компрессора холодильного агрегата.

Схема подключения терморегулятора K59 по цвету проводов

Схема подключения там к-59

Для подключения к электропроводке холодильника на корпусе терморегулятора предусмотрены три вывода (не считая выводов заземления), промаркированные цифрами "3", "6" и "4". Для управления компрессором используются контакты "3" и "4" терморегулятора. Состояние этих контактов прибора (замкнуто/разомкнуто) зависит от температуры поверхности плачущего испарителя и логики работы терморегулятора. При повороте ручки регулятора против часовой стрелки до щелчка (режим "выключено") прибор размыкает контакты "3" и "6", полностью отключая питание холодильника. При любом другом положении ручки регулятора (режим "включено") данные контакты всегда замкнуты. Контакты "3" и "4" размыкаются при понижении температуры поверхности плачущего испарителя ниже порога срабатывания (отключения) терморегулятора. Вращая ручку регулировки прибора пользователь может изменять (в заранее заданных производителем пределах) порог срабатывания (отключения) терморегулятора. Контакты "3" и "4" замыкаются при повышении температуры поверхности плачущего испарителя выше порога срабатывания (включения) терморегулятора. Порог срабатывания (включения) приборов семейства Ranco K59 не зависит от положения ручки регулятора, он настраивается на определенную величину (зависит от модификации прибора) на заводе при изготовлении терморегулятора.

Терморегулятор К-59 на электросхеме (Стинол 117)

К-59 на электросхеме (Стинол 117)

Справка для покупателей

Если вы хотите купить «Термостат холодильника K59-L1275 (длина капилляра 2,5м)», но у вас возникли сложности с оформлением заказа, обращайтесь к нашим менеджерам по номеру телефона +7 (4812) 54-27-25.

  • Стинол (модели:101
  • 102
  • 103
  • 105
  • 106
  • 107
  • 116
  • 117
  • 120
  • 123
  • 124
  • 131
  • 519
  • 85
  • 205
  • 232
  • 242
  • 256
  • RF305
  • RF345
  • RF370
  • RF NF 305
  • RF NF 345
  • RFC340
  • RFC 370
  • RFC NF340); двухкамерных холодильниках LG
  • Pozis
  • Indesit
  • Ariston
  • Минск
  • Бирюса
  • Атлант с «плачущим» испарителем.

Можно ли оплатить товар при получении?

Да, мы отправляем заказы по России наложенным платежом с возможностью оплаты при получении товара.

Можно ли оплатить товар картой Visa / MasterCard / МИР?

Если заказ доставлялся транспортной компанией СДЭК, DPD, Боксберри, то — да.
Если заказ доставлялся Почтой России, то форма оплаты — наложенный платеж (наличными в отделении Почты России).

Не хочу стоять в очереди на почте. Как оплатить заказ заранее и потом просто забрать посылку?

Без проблем. На указанную в заказе электронную почту пришлем ссылку для оплаты заказа через интернет-эквайринг Сбербанка.

У нас юридическое лицо (ИП/ООО). Вы можете выставить нам счет и предоставить накладную, договор?

Возможна оплата безналичным путем для юридических лиц. Свяжитесь с нашими менеджерами, либо укажите реквизиты в комментарии к заказу для выставления счета на оплату. Обратите внимание, мы работаем без НДС.

Я впервые заказываю через интернет. Как купить запчасть?

Для покупки в нашем интернет-магазине не нужна регистрация.

  1. Выберите интересующий вас товар. Нажмите кнопку "В корзину". Чтобы добавить более одного товара, нажмите на кнопку несколько раз или отредактируйте количество в корзине на следуюшем этапе.
  2. Во всплывающем окне нажмите "Оформить заказ".
  3. Укажите способ доставки.
    • Заполните ваш город. Для правильного расчета стоимости доставки указывайте именно ваш населенный пункт, а не ближайший нему город.
    • При выборе курьерской доставки обязательно укажите полный адрес, включая номер дома, квартиру и почтовый индекс.
    • Если нужна доставка до пункта выдачи — выберите ближайший к вам из списка.
    • Цена и срок доставки при этом автоматически посчитаются. Указанные сроки доставки являются ориентировочными, но в большинстве случаев совпадают с реальными.
  4. Заполните ваши данные.
    • Укажите фамилию, имя, отчество и контактный телефон того человека, кто будет получать заказ.
    • В поле "Комментарий к заказу" можете добавить пожелания, а также реквизиты компании.
  5. Нажмите кнопку "Оформить заказ".

Как сделать надежное ненадежным, или Зачем термостату электронное управление

Как сделать надежное ненадежным, или Зачем термостату электронное управление

С задачей не допустить чрезвычайно опасный для двигателей перегрев разработчики первых моторов с водяным охлаждением справлялись, используя свойство воды при нагреве подниматься вверх. Схема была простой: верхний бачок радиатора, куда поднималась горячая вода, размещали выше двигателя, из верхнего бачка вода опускалась по трубкам радиатора вниз, по пути охлаждалась, а затем вновь поступала в мотор.

Чуть позже, чтобы ускорить охлаждение и обойтись относительно небольшим количеством воды, радиатор стали продувать с помощью вентилятора, постоянно вращающегося, пока двигатель работал. Еще эффективнее справляться с обязанностями защиты от перегрева система охлаждения начала, когда круговорот воды в моторе был ускорен с помощью водяного насоса.

В недостатках подобных систем охлаждения были долгий предварительный прогрев двигателя до рабочей температуры и невысокая ее величина при низких температурах окружающей среды. Плохо это тем, что в непрогретом моторе ухудшается смесеобразование, а моторное масло остается излишне вязким. Отсюда потери мощности и перерасход топлива. Кроме того, поскольку в холодном двигателе топливо не только неважно испарялось, но, испарившись, норовило вновь стать конденсатом, его капельки разжижали и смывали масло, из-за чего силовой агрегат быстрее изнашивался.

Читайте также  Холодопроизводительность в КВТ что это?

Результатом борьбы с недостатками стало появление в системе охлаждения вместо одного круга циркуляции двух — большого и малого. По малому кругу, по сути, включающему только рубашку охлаждения двигателя, непосредственно в которую передается тепло от наиболее нагретых частей мотора, жидкость циркулирует после запуска. Это позволяет ей быстро достигнуть желаемой температуры, а двигателю — столь же быстро прогреться, что сводит к минимуму проблемы работы в холодном состоянии.

В движение по большому кругу, или, говоря проще, через радиатор, жидкость отправляется, только когда возникает угроза перегрева. Далее остается лишь регулировать интенсивность циркуляции жидкости через радиатор вплоть до полного отключения большого круга, если температура чересчур снизится.

Достигается такая работа системы охлаждения, а с ней — автоматическое поддержание самого выгодного температурного режима работы двигателя благодаря термостату.

Это он подобно стрелочнику выбирает путь, по которому водяной насос в зависимости от температуры будет гнать охлаждающую жидкость, а автоматизм в действии термостата обеспечивается за счет использования в его конструкции элемента, содержащего наполнитель, объем которого сильно изменяется при нагреве и охлаждении.

Наполнители могут быть жидкими и твердыми, однако широко применявшиеся ранее термостаты с жидким наполнителем оказались не слишком долговечными. В конечном итоге это привело к повсеместному переходу на термостаты с твердым наполнителем. В них наполнитель при нагреве плавится и расширяется, воздействуя на шток клапана термостата. Клапан открывается и пропускает жидкость в большой круг циркуляции.

Температуру, при которой это происходит, можно увидеть на тарелке клапана термостата. Когда температура становится ниже указанной, наполнитель из жидкого состояния вновь становится твердым, а его объем уменьшается, при этом клапан под действием возвратной пружины перекрывает проход жидкости в радиатор. Так будет продолжаться, пока жидкость, циркулируя по малому кругу, не нагреется до нужной температуры и, омывая по пути рабочий элемент термостата, не вынудит наполнитель опять плавиться и расширяться.

Недостатком термостатов с одним клапаном является нечеткость в перенаправлении потока жидкости с большого круга на малый и наоборот. Дело в гидравлическом сопротивлении, которое создается радиатором. Работы по уменьшению размеров радиаторов при сохранении их эффективности привели к увеличению гидравлического сопротивления, из-за чего жидкость даже после открытия большого круга стремилась циркулировать по пути наименьшего сопротивления, коим являлся малый круг.

Борьба с этой проблемой привела к появлению двухклапанных термостатов. В них, когда основной клапан открывает пропуск в большой круг циркуляции, малый круг запирается дополнительным клапаном.

Однако сколько клапанов к термостату ни приделывай, существовал еще один недостаток, с которым долгое время приходилось мириться по причине отсутствия способа с ним бороться. Термостат обеспечивал необходимый температурный режим при любых атмосферных условиях, что было хорошо, и любой нагрузке двигателя, а вот это и было плохо, ибо то, что являлось оптимальным при одной нагрузке, переставало быть таковым при ее изменении.

Например, для уменьшения расхода топлива и снижения токсичности выхлопных газов во время работы двигателя на частичных нагрузках желательно, чтобы температура охлаждающей жидкости была максимально возможной. При небольших нагрузках она и вовсе должна балансировать на грани закипания жидкости, что для современных систем охлаждения, работающих с избыточным внутренним давлением, составляет примерно 105-110°С.

Однако при работе мотора в таком температурном режиме воздух, поступающий в цилиндры, нагревается и расширяется, что ведет к уменьшению наполнения им цилиндров. Мало воздуха — не сожжешь много топлива, а это потеря мощности, которая требуется во время работы двигателя с полной нагрузкой или близкой к ней. Поэтому для таких нагрузочных режимов температура охлаждающей жидкости не должна быть выше 85-95°С.

Никакой термостат, подчиняющийся фазовым превращениям наполнителя из твердого тела в жидкость и обратно, не в состоянии оптимизировать температуру охлаждающей жидкости согласно потребностям нагрузочных режимов. Ситуация казалась тупиковой, пока в связи с развитием электроники чью-то светлую голову не посетила идея добавить к стандартному алгоритму действия термостата электронное управление.

Для этого в рабочий элемент термостата помимо наполнителя поместили нагревательный резистор. Сам термостат настроили на срабатывание при существенно более высоких температурах, чем открывается клапан большого круга в обычных термостатах. Это позволило поддерживать температуру охлаждающей жидкости вблизи 110°С, пока двигатель работает с частичной нагрузкой. Однако как только от мотора требуется полная отдача, на резистор подается ток. Далее начинается то, что происходит в обычных термостатах из-за нагрева охлаждающей жидкостью, но теперь источником тепла является не она, а нагревательное сопротивление. Командует работой сопротивления блок управления двигателем согласно предусмотренной в нем программе оптимизации температуры охлаждающей жидкости.

Хороша идея? В этом не было бы никаких сомнений, если бы помимо лицевой стороны у любой медали не существовала еще и обратная. Любое усложнение конструкции, каким бы интересным оно ни выглядело с технической точки зрения, ведет к потере надежности.

Взять, к примеру, двухклапанный термостат. Если одноклапанный термостат выходит из строя в открытом состоянии, двигатель будет долго прогреваться, его температура при движении автомобиля понижается, из печки дует холодным воздухом, увеличивается расход топлива, но ничего более серьезного с мотором не произойдет. Однако подобная неисправность двухклапанного термостата может привести к перегреву двигателя. Это кажется немыслимым, но в практике такие случаи наблюдались.

Ничего удивительного в этом нет. Принцип работы одноклапанного термостата по умолчанию предполагает, что после открытия клапана какая-то часть жидкости все равно будет продолжать циркулировать по малому кругу, но работа двухклапанного термостата такое исключает априори. На это рассчитывают при конструировании, однако неисправности вносят свои коррективы в расчеты разработчиков двигателей.

Какие коррективы внесло электронное управление? Очевидно, что к причинам, вызывавшим выход из строя термостатов с традиционным устройством, добавились новые, связанные с наличием резистора, его проводки и ее контактных соединений, способных окисляться, а также дополнительных уплотнений, которые рано или поздно уплотнять перестают.

Сколько топлива позволяет экономить электронное управление и насколько чище оно делает выхлоп, знают, наверное, только разработчики — в доступных источниках информации конкретные цифры найти не удалось. Зато из каталогов запчастей нетрудно выяснить, как усложнение конструкции сказалось на стоимости устранения неисправности. Если раньше для покупки неплохого неоригинального термостата для большинства распространенных в Беларуси автомобилей было достаточно изыскать 9-15 у.е., то термостат с электронным управлением обойдется не меньше 60-80 у.е.

Появились также внешние причины, например, отказы датчиков, информация которых используется для электронного управления термостатом. Это в свою очередь изменило подход к поиску неисправности. Раньше бывалые автомобилисты оценивали работоспособность термостата на ощупь, по тому, как нагреваются шланги подвода и отвода жидкости от радиатора. Теперь насторожить может только работа вентилятора, когда для нее нет оснований (двигатель холодный, кондиционер выключен), что означает переход в аварийный режим. Но чтобы понять, в какую сторону копать, чтобы выйти на конкретного виновника, без компьютерной диагностики обойтись проблематично.

Наконец, сами двигатели стали «горячими». Для них малейшие неполадки в системе охлаждения, на которые моторы с обычными термостатами не реагировали либо реагировали с минимальными последствиями, могут оказаться роковыми. Увеличение количества двигателей, о которых говорится, что они очень чувствительны к перегреву, по всей видимости, и есть главное последствие эволюционных изменений, которые претерпела конструкция термостата.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора и из открытых источников
ABW.BY

Благодарим за помощь в организации фотосъемки «Ресурсный центр» на базе автомеханического колледжа имени академика М.С.Высоцкого

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: