Как проверить двигатель от холодильника?

История про то, почему мне пришлось месяц без холодильника жить.

В мае 2014 года прикупил я холодильник SAMSUNG RB28FSJNDEF. Холодильник это не простой, а инверторный, и заявлена у него функция «Volt control», которая при превышении напряжения в сети отключает компрессор. Электрические сети у нас в городе хромые и напряжением там может быть любое, но никак не 220В. Одно можно сказать точно – оно переменное.

Пол года назад закончился у холодильника гарантийный срок и работал он героически после этого знаменательного события еще 6 месяцев, но однажды ночью проснулся от громкого гула. Проснулся, сообразил кто я и где я, затем начал искать источник гула… оказалось, гудят бесперебойники на компьютерах, пока я думал, выключить их или нет – гул стих и я уснул.

На следующее утро супруга заметила, что в морозилке моей прелести (это я так холодильник называю) стали размораживаться продукты, к обеду я начал понимать, то холодильник уже не холодильник. Прислушался и понял, что вентилятор в нем шумит, на открытие дверей реагирует, а компрессор не включается.

Подумав я вспомнил, что видел объявление на Авито о ремонте холодильников, нахожу, звоню. Как только «мастер» узнает, что холодильник инверторный, мастером он быть перестает и идет в жесткий отказ. Рассказывая мне историю, что я же не приглашу его для ремонта компьютера, вот поэтому он по холодильникам большой мастер, но не в моем случае. Как оказалось в последствии это самый честный мастер.

Ладно, компьютер я и сам отремонтировать могу, как и многую другую технику т.к. электроникой увлекаюсь с детства и все нужное оборудование у меня дома есть.

Т.к. раньше с холодильниками я не сталкивался, то продолжал еще надеяться на мастеров по ремонту холодильников, позвонил другу и он мне посоветовал мастера Анатолия, мало того друг позвонил ему и узнал, что Анатолий легко чинит любые холодильники и детали в случае необходимости придется ждать 3-4 дня. На радостях я звоню и договариваюсь о встрече.

Пока жду мастера включаю мозг, открываю инструкцию к холодильнику, вижу блок-схему:

Взглянув на нее понимаю, что дело скорее всего в плате инвертора или сгорел мотор компрессора, быстро гуглю проблемы с инвертором по марке холодильника… ничего не нахожу, но кое-какая информация про другие модели в голове откладывается. Жду мастера, … он для солидности опаздывает на пару часов, но появляется!

Подбегает к холодильнику, открывает дверь и начинает хаотично жать на все кнопки. Кнопок две – установка температуры в верхней и нижней камерах… вдруг индикатор холодильника перестает показывать температуру в одной из камер, а индикатор другой камеры начинает моргать. Мастер говорит: «Вот видишь, это я одну из камер отключил». Я говорю, что не помню, что у холодильника есть такая функция, тут следует сказать, что у холодильника только один компрессор. Анатолий просит листок, записывает название холодильника и собирается уезжать.

Я говорю, что очень похоже на неисправность платы инвертора, прошу его достать плату, возможно, я ее смогу починить. «Если ты ее сам починишь — она опять быстро сломается» — такой перл выдал Анатолий в ответ. Я объясняю, что для ремонта использую те же запчасти, что и должны быть использованы и прошу объяснить, почему он должен после этого быстро сломаться… ответа нет, но мастер соглашается вскрыть и посмотреть на электронику. При этом начинает грубо отдирать отверткой крышку индикаторов вверху холодильника. «Компрессор установлен внизу, и по логике тянуть длинные силовые провода через весь холодильник нет смысла» — говорю я, намекая, что электроника не может быть расположена сверху. Но «мастер» уверен, что она именно там и покарябав крышку, снимает ее, просит у меня отвертку, откручивает индикатор и, … там больше ничего нет! Ставит все на место. Разворачиваем холодильник, на задней стенке недалеко от компрессора крыша, Анатолий откручивает ее и… о чудо! Электроника именно там! Договариваемся, что если я не найду неисправность я позвоню он закажет плату инвертора.

Анатолий уезжает, я осматриваю платы, вызваниваю все, что можно, прикидываю в уме, что и как там работает. Вижу, что плата инвертора имеет двухстороннюю связь с главной платой. Понимаю, что «мастер» не мог отключить одну из камер, а просто в тот момент до микроконтроллера главной платы дошло, что плата инвертора неисправна и мигание индикатора это попытка холодильника сообщить об этом окружающим.

Еду в аптеку и прошу продать мне шприц с самой большой иглой, при помощи этой иглы выпаиваю микросхему, которая управляет непосредственно двигателем, смотрю маркировку, гуглю даташит. В этот момент я уже практически уверен, что дело именно в этой микросхеме. Ищу ее по всем известным мне магазинам запчастей – ничего, ее нет как на наших, так и на забугорных сайтах, даже на Фарнеле. Ищу всю плату целиком, нахожу на некоторых сайтах, занимающихся поставками запчастей к бытовой технике, но ждать не хочу т.к. Анатолий говорил, что решает эти проблемы за 3-4 дня.

Звоню Анатолию и говорю, что согласен на замену платы, он обещает сделать заказ и перезвонить вечером — сообщить цену. Ни вечером этого дня, ни весь следующий день звонка не было. Звоню ему сам. «Я заказ сделал, но почту не проверял» — слышу в ответ. Мы тут уже 4 дня без холодильника живем, а ему почту проверить в лом! Договариваемся, что я не дергаюсь, а спокойно жду его звонка, а он сообщает цену и ждем плату.

Прождал я звонка еще 3 дня – ничего. Рассказал эту историю еще одному другу, а он через родственников узнал для меня номер человека, который занимается именно электроникой холодильников. Первого клоун я ждать больше не стал и правильно сделал, так как он до сих пор так и не соизволил перезвонить.

Звоню второму мастеру – Александру. Договариваемся, приезжает. Подробно все рассказываю про холодильник и первого «мастера». Второй мастер берет мультиметр, тыкает им несколько раз в провода и решает, что неисправен ТЭН. Разбирает морозилку, а в этот момент думаю, как холодильник при включении может диагностировать неисправность ТЭНа.

ТЭН оказался исправен и Александр предлагает для проверки компрессора подключить его напрямую к сети! Тут мое терпение начинает заканчиваться, и я вежливо говорю, что подключать трехфазный компрессор к однофазной сети напрямую я бы не рискнул. Анатолий бросает беглый взгляд на компрессор и похоже, будучи уверенным, что имеет рентгеновский взгляд сообщает мне, что компрессор «самый обычный», НО от идеи включать его «напрямую» отказывается. Честно говоря, я жалею, что так рано его остановил – было бы интересно посмотреть, как он это собирается провернуть!

Второй «мастер» соглашается с моим диагнозом, обещает вечером сообщить цену платы инвертора и сроки поставки и… правильно – пропадает бесследно!

Это клоуну я перезванивать даже не стал. Решил чинить холодильник самостоятельно. Прошло уже 2 недели с момента поломки. Еду в магазин, напротив третьей почты – там продают запчасти к бытовой технике. Оставляю заказ, мне обещают перезвонить. Пока жду звонка, ищу микросхему и… нахожу ее! И не просто нахожу, а оказывается, что она есть только у одного продавца на TaoBao! Я реально удивлен – на таобао есть вообще ВСЕ, но эта микруха такая редкость, что есть только у одного продавана! Даже не верится, но на страничке товара указано, что у него около миллиона таких микрух! Стоит она, кстати, совсем не дешево – 115 юаней. Как ни странно из магазина мне перезвонили, но оказалось, что продавщица не правильно сообщила название платы, и пришлось созваниваться еще несколько раз. В общем, вердикт такой – микросхем таких никто даже не слышал, а плата стоит 4260 руб. и ждать ее 5 недель… с Марса, наверное, ее везти будут. Отказываюсь т.к. это и ждать долго и дорого выходит.

Решают рискнуть, и заказываю микросхему на TaoBao. Обходиться это в сумму, немного превышающую 2000 руб. Жду около двух недель и вот она у меня в руках! Быстро выкусываю старую микросхему, запаиваю новую, ставлю плату на место, и… ВСЕ РАБОТАЕТ!

Если бы я не надеялся на различных шарлатанов, а решился сам отремонтировать холодильник в первый день, то я бы не потерял просто так 2 недели. Очень удивило, что у них даже не хватило смелости сказать, что не могут сделать. Они с умным видом обещали, убеждали меня, что не следует беспокоиться, и они все найдут, перезвонят и сделают.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

проверка электродвигателя мультиметром

Электродвигатель – основная составляющая любой современной бытовой электротехники, будь то холодильник, пылесос или другой агрегат, использующийся в домашнем хозяйстве. В случае выхода какого-либо прибора из строя в первую очередь необходимо установить причину поломки. Чтобы узнать, в исправном ли состоянии находится мотор, его необходимо проверить. Нести аппарат в мастерскую для этого необязательно, достаточно располагать обычным тестером. Прочитав эту статью, вы узнаете, как проверить электродвигатель мультиметром, и сможете справиться с этой задачей самостоятельно.

Какие электромоторы можно проверить мультиметром?

Существуют разные модификации электрических двигателей, и перечень их возможных неисправностей достаточно велик. Большинство неполадок можно диагностировать, воспользовавшись обычным мультиметром, даже если вы не специалист в этой области.

электродвигатель дрели - коллекторный переменного тока

Современные электродвигатели разделяются на несколько видов, которые перечислены ниже:

  • Асинхронный, на три фазы, с короткозамкнутым ротором. Этот тип электрических силовых агрегатов является самым популярным благодаря простому устройству, которое обеспечивает легкую диагностику.
  • Асинхронный конденсаторный, с одной или двумя фазами и короткозамкнутым ротором. Такой силовой установкой обычно оснащается бытовая техника, запитывающаяся от обычной сети на 220В, наиболее распространенной в современных домах.
  • Асинхронный, оснащенный фазным ротором. Это оборудование имеет более мощный стартовый момент, чем моторы с короткозамкнутым ротором, в связи с чем его используют как привод в крупных силовых устройствах (подъемники, краны, электростанки).
  • Коллекторный, постоянного тока. Такие двигатели широко используются в автомобилях, где они играют роль привода вентиляторов и насосов, а также стеклоподъемников и дворников.
  • Коллекторный, переменного тока. Этими моторами оснащается ручной электроинструмент.

Первый этап любой диагностики – визуальный осмотр. Если даже невооруженным взглядом видны сгоревшие обмотки или отломанные части мотора, понятно, что дальнейшая проверка бессмысленна, и агрегат нужно везти в мастерскую. Но зачастую осмотра недостаточно, чтобы выявить неполадки, и тогда необходима более тщательная проверка.

Ремонт асинхронных двигателей

Наиболее распространены асинхронные силовые агрегаты на две и на три фазы. Порядок их диагностики не совсем одинаков, поэтому следует остановиться на этом более подробно.

Читайте также  Фреш зона в холодильнике что это?

Трехфазный мотор

Существует два вида неисправностей электрических агрегатов, причем независимо от их сложности: наличие контакта в неположенном месте или его отсутствие.

схема подключения обмоток трехфазного двигателя

В состав трехфазного мотора, работающего от переменного тока, входит три катушки, которые могут быть соединены в форме треугольника или звезды. Имеется три фактора, определяющих работоспособность этой силовой установки:

  • Правильность намотки.
  • Качество изоляции.
  • Надежность контактов.

проверка изоляции обмотки двигателя мегомметром

Замыкание на корпус обычно проверяется при помощи мегомметра, но если его нет, можно обойтись обычным тестером, выставив на нем максимальное значение сопротивлений – мегаомы. Говорить о высокой точности измерений в этом случае не приходится, но получить приблизительные данные возможно.

Перед тем, как измерить сопротивление, убедитесь, что двигатель не подключен к электросети, иначе мультиметр придет в негодность. Затем нужно произвести калибровку, поставив стрелку на ноль (щупы при этом должны быть замкнуты). Проверять исправность тестера и правильность настроек, кратковременно касаясь одним щупом другого, необходимо каждый раз перед измерением величины сопротивление.

Приложите один щуп к корпусу электромотора и убедитесь, что контакт имеется. После этого снимите показания прибора, касаясь двигателя вторым щупом. Если данные в пределах нормы, соединяйте второй щуп с выводом каждой фазы поочередно. Высокий показатель сопротивления (500-1000 и более МОм) свидетельствует о хорошей изоляции.

Как проверить изоляцию обмоток показано в этом видео:

Затем необходимо убедиться, что все три обмотки целы. Проверить это можно, прозвонив концы, которые выходят в коробку выводов электродвигателя. Если обнаружен обрыв какой-либо обмотки, диагностику следует прекратить до устранения неисправности.

Следующий пункт проверки – определение короткозамкнутых витков. Довольно часто это можно увидеть при визуальном осмотре, но если внешне обмотки выглядят нормально, то установить факт короткого замыкания можно по неодинаковому потреблению электротока.

Двухфазный электрический двигатель

Диагностика силовых агрегатов этого типа несколько отличается от вышеописанной процедуры. При проверке мотора, оснащенного двумя катушками и запитывающегося от обычной электросети, его обмотки нужно прозвонить при помощи омметра. Показатель сопротивления рабочей обмотки должен быть на 50% меньше, чем у пусковой.

прозвонка статора коллекторного двигателя

Обязательно должно измеряться сопротивление на корпус – в норме оно должно быть очень большим, как и в предыдущем случае. Низкий показатель сопротивления говорит о необходимости перемотки статора. Конечно, для получения точных данных такие измерения лучше проводить при помощи мегомметра, но такая возможность в домашних условиях имеется редко.

Проверка коллекторных электромоторов

Разобравшись с диагностикой асинхронных моторов, перейдем к вопросу о том, как прозвонить электродвигатель мультиметром, если силовой агрегат относится к коллекторному типу, и каковы особенности таких проверок.

проверка коллекторного двигателя дрели

Чтобы правильно проверить работоспособность этих двигателей при помощи мультиметра, нужно действовать в следующем порядке:

  • Включить тестер на Ом и попарно замерить сопротивление коллекторных ламелей. В норме эти данные различаться не должны.
  • Измерить показатель сопротивления, приложив один щуп прибора к корпусу якоря, а другой – к коллектору. Этот показатель должен быть очень высоким, стремиться к бесконечности.
  • Проверить статор на целостность обмотки.
  • Измерить сопротивление, прикладывая один щуп к корпусу статора, а другой – к выводам. Чем выше будет полученный показатель, тем лучше.

Проверить электродвигатель при помощи мультиметра на межвитковое замыкание не получится. Для этого используется специальный аппарат, с помощью которого производится проверка якоря.

Подробно проверка двигателей электроинструмента показана в этом видео:

Особенности проверки электромоторов с дополнительными элементами

Зачастую электрические силовые установки оснащаются дополнительными компонентами, предназначенными для защиты оборудования или оптимизации его работы. Наиболее распространенными элементами, встраивающимися в мотор, являются:

  • Термопредохранители. Они настроены на срабатывание при определенной температуре таким образом, чтобы избежать сгорания и разрушения изолирующего материала. Предохранитель убирается под изоляцию обмоток или фиксируется к корпусу электрического мотора стальной дужкой. В первом случае доступ к выводам не затруднен, и их без проблем можно проверить с помощью тестера. Также можно мультиметром или простой индикаторной отверткой определить, к каким разъемным ножкам выходит защитная схема. Если температурный предохранитель находится в нормальном состоянии, то он должен показывать при измерении короткое замыкание.
  • Термопредохранители могут быть с успехом заменены температурными реле, которые бывают как нормально разомкнутыми, так и замкнутыми (второй тип более распространен). Марка элемента проставляется на его корпусе. Реле для различных типов двигателей выбирается в соответствии с техническими параметрами, ознакомиться с которыми можно, прочитав эксплуатационные документы или найдя нужную информацию в интернете.температурное реле
  • Датчики оборотов двигателя на три вывода. Обычно ими комплектуются моторы стиральных машин. Основой принципа работы этих элементов является изменение разности потенциалов в пластинке, через которую проходит слабый ток. Питание подается по двум крайним выводам, которые обладают небольшим сопротивлением и при проверке должны показывать короткое замыкание. Третий вывод проверяется только в рабочем режиме, когда на него действует магнитное поле. Не следует измерять величину электропитания датчика при включенном двигателе. Лучше всего вообще снять силовой агрегат и подать ток отдельно на датчик. Для возникновения импульсов на выходе датчика покрутите ось. Если ротор не оснащен постоянным магнитом, придется на время проверки установить его, сняв предварительно сенсор.датчик оборотов двигателя

Обычного мультиметра, как правило, достаточно для диагностики большинства неполадок, которые могут возникать в электромоторах. Если установить причину неисправности этим прибором не представляется возможным, проверка производится с помощью высокоточных и дорогостоящих аппаратов, которые имеются только у специалистов.

В этом материале содержится вся необходимая информация о том, как правильно проверить электродвигатель мультиметром в бытовых условиях. При выходе любой электротехники из строя самое главное – прозвонить обмотку мотора, чтобы исключить его неисправность, поскольку силовая установка имеет наиболее высокую стоимость по сравнению с другими элементами.

Как проверить электродвигатель

Проверка электродвигателя производится с тестером в руках. Обычно прозваниваются все контакты, производится замер величины сопротивлений. С небольшим уровнем знаний о внутреннем устройстве коллекторных и асинхронных двигателей удаётся определить поломку. Часто отказывает система защиты. Особенно это касается бытовых приборов. Прежде чем проверить двигатель мясорубки, просто подождите недолго. В отдельных моделях стоят температурные реле, не позволяющие прибору включиться, пока мотор не остынет. Сегодня поговорим, как проверить электродвигатель.

Что понадобится для проверки электродвигателя

Тестирование электродвигателя

Разумеется, потребуется набор отвёрток с различными битами. Современный производитель защищает собственные изделия. Тостер, фен или мультиварка – для вскрытия корпуса понадобится не один размер и тип насадок. Используются обычные шурупы под крест, TORX, звёздочку и прочие. Часть нестандартная, но при терпении правильная головка найдётся. Подойдут наборы бит разной конфигурации.

Большинство двигателей – без изысков в конструкции крепежа. Обычно головки выполнены под шестигранники, кресты или шлицы. Что касается щёток коллекторных электродвигателей, замена производится при помощи подручного инструмента. Понадобится терпение.

Тип электродвигателя

Если речь идёт о мясорубке или пылесосе, двигатель внутри стоит коллекторный. На валу стоит секционный барабан для коммутации обмоток ротора, поверх которого скользит токосъёмник. Это выглядит как цилиндр медного цвета, боковина которого разбита на прямоугольники. В комплекте к бытовому прибору идут запасные графитовые щётки. А обслуживание подобного электродвигателя сводится к их замене, периодической чистке медного барабана. Если между секциями набьётся графит, искрение усиливается, возможно возникновение замыкания между соседними обмотками.

Коллекторные электродвигатели используются по причине большого крутящего момента на старте. Скорость их легко регулируется изменением угла отсечки. Если требуется два резко различающихся режима, подобное обеспечивается разными обмотками статора. При отжиме электродвигатель начинает работать на полную. Специфичные моторы способны существенно отличаться от типовых. К примеру, говорят, что у коллекторного двигателя лишь два контакта, ведь ток идёт непрерывно по обмоткам.

Электродвигатели

На практике не только у двигателя стиральной машины два варианта включения, управляемые специальным реле (резкое изменение скорости работы при одинаковом питающем напряжении), но присутствуют выводы тахометра. Это датчик, измеряющий обороты вала, чтобы корректировать угол отсечки тока. Вдобавок коллекторные двигатели часто снабжаются схемами гашения искр и подстройки скорости при изменении нагрузки на вал:

  1. Гашение искр ведётся через варисторы. Их сопротивление резко падает при повышении напряжения. Будучи включены параллельно щёткам и замкнуты на корпус двигателя, они замыкают цепь (прямо через кожух) при резких скачках напряжения. Описанное свойство уберегает обмотки от капризов электросети.
  2. Что касается подстройки скорости вращения под нагрузку на вал, давно замечено, что при увеличении сопротивления вращению уровень искр поднимается. Специальная схема отслеживает это и уменьшает угол отсечки, в результате скорость вала вновь увеличивается. Так производится мелкая подстройка под незначительные отклонения оборотов от номинала. Указанная методика часто встречается в кухонных комбайнах, где тёрка способна шинковать капусту либо производить холостой ход. Что касается, к примеру, пылесосов, в простейших моделях присутствует только гашение искр.

Поговорим, как навскидку понять, находится рядом прибор с коллекторным или асинхронным двигателем. Как легко догадаться, первые сильно шумят. Впрочем, у блендеров это не настолько сильно заметно. Коллекторные двигатели применяются там, где на старте большая нагрузка. Погрузили блендер, включаем. Возникает сопротивление вращению вала, которое требуется преодолеть. У асинхронного двигателя пришлось бы значительно усложнить конструкцию, сильно пострадали бы массо-габаритные характеристики. Поэтому в основном в бытовой технике двигатели коллекторные.

Двигатель кухонной вытяжки

Двигатель кухонной вытяжки

Это касается даже мощных кухонных вытяжек. Хотя в простейших моделях стоят асинхронные двигатели с единственной обмоткой. Указанный тип встречается в вентиляторах. Наконец, в компьютерной технике часто присутствуют двигатели постоянного тока. Язык не поворачивается назвать асинхронными, хотя по принципу действия схожи. Лопасть настолько лёгкая, что индукции, наведённой постоянными магнитами, хватает для вращения. Старт происходит от случайных турбулентностей воздуха. На Ютуб выложено видео, где поле катушек заменено постоянными магнитами, и вентилятор (!) все равно крутится. В таких двигателях неисправность отслеживается прозвонкой обмоток, больше здесь ломаться нечему.

  • В бытовой технике по большей части используются коллекторные двигатели. Исключение: вентиляторы, фены, маломощные кухонные вытяжки.
  • Коллекторный двигатель отличается наличием графитовых щёток. Секционный медный барабан выдаёт этот тип. Если указанные признаки отсутствуют, двигатель асинхронный.
  • Обслуживание коллекторного двигателя сводится к работе с щётками и секционным барабаном. У асинхронных горят лишь обмотки и термопредохранители.

Начало ремонта электродвигателя

Если определён тип двигателя, можно начинать определение количества фаз. Кстати, асинхронные двигатели промышленного типа часто выполняются в ребристых мощных цилиндрических корпусах – дополнительный ключевой признак. Щётки хрупкие, коллекторные двигатели стараются здесь не применять. Что касается асинхронных, медь не боится (в отличие от графита) тряски, заводы оснащаются преимущественно ими. Поднимая крутящий момент на старте и улучшая прочие характеристики, используются специальные конструктивные решения. К примеру, обмотка ротора выполняется в два слоя. Нижний работает исключительно на старте, пока токи индукции низкой частоты. Когда вал раскрутился, вспомогательный слой выключается из процесса работы. Разумеется, аналогичное происходит при снижении оборотов.

Массивный стальной корпус обычно указывает, что двигатель асинхронный. Подумайте: пыль в цеху негативно бы сказывалась на качестве контакта щёток с поверхностью. Хотя в пылесосах воздушный поток немедленно используется для охлаждения обмоток, не забывайте, что производится тщательная фильтрация. Если брать лучшие модели Дайсон, там качество очистки таково, что ступени HEPA допускается не менять на протяжении эксплуатации. Речь идёт уже о частицах размером 5 микрон. Вывод – если уж коллекторный двигатель и применяется в неблагоприятных условиях, принимаются специальные меры.

Возможно, стоит отгородить щётки вовсе от помещения? Но при работе оборудования выделяется масса тепла. Требуется принудительное охлаждение. В противном случае определить поломку оказывалось бы чрезвычайно просто – постоянно выходили бы из строя схемы защиты от перегрева: реле и термопредохранители. Либо горят обмотки. Почитайте инструкцию, в бумагах. Как правило, присутствует масса указаний. Поэтому определить, что сломалось, бывает легко.

Читайте также  Функция отпуск в холодильнике что это?

Если брать мясорубки, авторам нравится приводить примеры из продукции польской фирмы Зелмер, где в модельном ряду удорожание ведётся по признаку защищённости. К примеру:

    Самые дешёвые мясорубки идут без защиты. Да, коллектор оснащён варисторами, не исключён факт наличия схемы тонкой подстройки оборотов. Но двигатель фактически беззащитен перед неопытной домохозяйкой. Инструкция предписывает соблюдать длительность рабочего цикла. Период работы ограничен, потом предполагается пауза (в 2-3 раза превышающая период активности). Если предписание не выполняется, горят обмотки, приходится искать способы устранения неисправностей. А дело здесь нерадостное, придётся либо двигатель заменить, либо перемотать катушки. Понять, что сломалось, можно нехитрым способом: извлеките щётки, прозвоните вначале обмотку статора, потом по секциям ротор. Вывод простой – где разрыв, там поломка. Беда дополняется невозможностью перемотать единственную секцию. В общем, весёлый уик-энд гарантирован. А цена нового двигателя кусается.

Двигатель электромясорубки

Если читатели рассчитывали в обзоре найти подробную инструкцию, как проверить якорь электродвигателя в домашних условиях, возможно, отдельные личности огорчились. Авторы считают – гораздо важнее понять, где искать неисправность. Можно с пеной у рта дискутировать, как проверить двигатель стиральной машины, и при этом не обратить внимание, что отказал прессостат. И его показания попросту не позволяют оборудованию запуститься. Аналогично – перед проверкой двигателя холодильника, ознакомьтесь хотя бы приближённо с устройством пускозащитного реле, отвечающего за правильную коммутацию обмоток на старте и после разгона вала. Что касается вопросов прозвонки, дело это недолгое. Гораздо проще, нежели намотать секцию на ротор коллекторного двигателя болгарки.

  • alt=»Как сделать электродвигатель своими руками» width=»120″ height=»120″ />Как сделать электродвигатель своими руками
  • alt=»Как прозвонить электродвигатель мультиметром» width=»120″ height=»120″ />Как прозвонить электродвигатель мультиметром
  • alt=»Как разобрать электродвигатель» width=»120″ height=»120″ />Как разобрать электродвигатель
  • alt=»Асинхронный электродвигатель» width=»120″ height=»120″ />Асинхронный электродвигатель

Признаки неисправности холодильника бирюса — какие бывают?

Причин, по которым холодильник не морозит, может быть несколько, поэтому чаще всего дело заключается в повреждении холодильного агрегата (утечка фреона, замерзание влаги, засорение цеолитового картриджа, коррозия или разрыв клапанов).

Прежде всего, необходимо подключить мотор-компрессор и проверить на ощупь выходной патрубок. Если он нагревается, это означает, что утечку фреона можно исключить. Если канал испарителя не охлаждается, вероятно, засорился цеолитовый картридж.

Если при проверке трубки испарителя вы слышите характерный звук переливающейся масляно-воздушной смеси, это означает, что в устройстве нет фреона. Если сопло не издает такого звука, причина заключается в неисправности компрессора.

unnamed 95

Запускается, но сразу же выключается

В некоторых случаях холодильник при подключении к электросети работает несколько секунд, а затем отключается сам по себе. Наличие этой проблемы приводит к тому, что температура внутри отсека повышается и продукты начинают портиться.

Неисправность в реле стартера и ее устранение

Следующие проблемы с контактами можно устранить в домашних условиях:

В этом случае цепь не замыкается, и двигатель не запускается.

В первом случае обработайте контакты салфеткой, смоченной в спиртовом растворе, удалите ржавчину наждачной бумагой, если контакты подгорели, очистите их и выровняйте.

Предупреждение. При повторном подключении реле используйте электрическую схему холодильника.

Если при проверке реле вы обнаружите, что его позистор, катушка сгорели, то замените неисправную деталь.

При выключении холодильника, даже при нормальных температурных условиях, существует большая вероятность повреждения пластины. Существует 2 вида проблем с запчастями:

Такие неисправности возникают при искажении его положения или окислении контактов. В первом случае плата должна быть установлена горизонтально, а во втором случае необходимо зачистить контакты. Если эти действия не дали положительного результата, необходимо приобрести новое реле.

Диагностика холодильного агрегата

Несмотря на громоздкую конструкцию, у холодильника не так много деталей, которые могут выйти из строя. В большинстве случаев устранение неисправностей довольно просто и не занимает много времени.

Выполнение диагностики узлов устройства требует минимальных знаний в области электротехники. Если вы не верите в свои силы, лучше доверить устранение неполадок квалифицированному специалисту!

Важно! Все ремонтные работы должны проводиться при отключенном от сети электропитания приборе!

unnamed 94

Диагностика компрессора

Компрессор — это сердце любого холодильника, от его эффективной работы зависит скорость получения необходимой температуры в камере.

Поломка компрессора — самая дорогостоящая часть ремонта холодильника.

Проблемы с компрессором могут быть вызваны неисправностями в электрической или механической части устройства. Проверить электрическую часть просто, для этого в арсенале «домашнего диагноста» достаточно иметь мультиметр.

Перед проведением измерений убедитесь, что прибор отключен от источника питания!

Чтобы получить доступ к клеммам компрессора, снимите реле защиты стартера с корпуса.

Правая клемма — выход рабочей обмотки, левая клемма — пусковая обмотка, верхняя клемма — общая точка обмотки обоих двигателей холодильника.

Для диагностики измерьте сопротивление обеих обмоток по отдельности, а также их суммарное сопротивление. Для проверки рабочей обмотки измерьте между правой и верхней клеммами, пусковой обмотки — между левой и верхней клеммами.

Как правило, в компрессорах малой мощности сопротивление рабочей обмотки находится в пределах 15 Ом, пусковой обмотки — около 20 Ом.

Третье измерение заключается в проверке общей целостности обмотки путем измерения сопротивления между правой и левой клеммами клеммной коробки компрессора. Когда обмотка находится в нормальном состоянии, прибор должен показать общее сопротивление обеих обмоток (сумма измерений, полученных ранее). Как правило, общий результат должен составлять 30-35 Ом.

Также необходимо убедиться в отсутствии короткого замыкания обмоток на корпус компрессора, если электрическая часть исправна, то все три измерения должны показать отсутствие цепи для потока электричества.

Значения номинального сопротивления обмотки для конкретной модели компрессора лучше всего найти в Интернете.

В некоторых случаях устройству может потребоваться дополнительный этап процесса вентиляции, например, цикл вентиляции:

  • Труборез;
  • Инструмент для намотки труб;
  • Манометр;
  • Соединительные шланги;
  • Электронные весы;
  • Вакуумный насос;
  • Газовая горелка;
  • Комплект соединительных колпачков.

Сама проверка сводится к подключению манометра к диагностируемому компрессору и измерению давления, создаваемого им в магистрали. Если при включении холодильника манометр показывает 4 бара или более, компрессор исправен. Если нет, его следует заменить.

Диагностика капиллярной системы

Если компрессор работает исправно, но холодильник не производит достаточного количества холода, вероятной причиной неисправности может быть засорение капиллярной трубки. Эта проблема препятствует нормальной циркуляции хладагента и мешает нормальной работе устройства.

Косвенно диагностировать проблему можно по температуре выходного патрубка компрессора — если он быстро нагревается, а через несколько минут остывает — по всей вероятности, можно говорить о засорении капиллярной системы холодильника.

Определить засор можно, ощупав поверхность конденсатора, если он нагревается неравномерно или часть его поверхности остается холодной, это также указывает на наличие засора.

Более точный диагноз можно поставить после снижения давления в системе, для этого достаточно подключить манометр к заправочному порту, если при работающем компрессоре прибор показывает отрицательные значения (образование вакуума), а после выключения агрегата давление в системе остается постоянным или увеличивается очень медленно — налицо капиллярная система.

Вероятные виновники — фильтр-осушитель или капилляр, если фильтр забит мусором, его просто заменяют на новый, а если забит капилляр, то пытаются «протолкнуть» систему с помощью гидравлического пресса.

Базовая диагностика и простой ремонт

Рассмотрим простейшие операции, необходимые для проверки холодильника. Для начала необходимо определить качество сетевого напряжения, оно должно строго соответствовать 220 В, более низкие значения могут вызвать сбой в работе холодильника.

Также проверьте вилку и шнур питания, они не должны быть перекручены, согнуты или повреждены, если компоненты горячие или искрят, это явный признак проблем.

Начинать ремонт холодильника необходимо с визуального осмотра и диагностики. Это может выявить проблемы, о которых владелец даже не подозревал.

Проверьте клеммы компрессора, которые должны быть в рабочем состоянии, затем проверьте тестером, получает ли устройство достаточное напряжение от сети.

Убедившись в его надлежащем качестве, необходимо отключить устройство от электросети. Теперь внимательно осмотрите компрессор, расположенный в нижней части устройства. В этой области не должно быть видимых повреждений.

Если визуальный осмотр не дал результатов, перейдите к проверке обмоток двигателя. Сначала отсоедините кабели, обращая внимание на маркировку клемм на клеммах.

Для проверки обмотки тестер переключается в режим омметра, один конец провода присоединяется к тестеру, а затем поочередно проверяются выводы. Диагностика также проводится попарно, на короткое замыкание или повреждение обмотки укажет отсутствие движения стрелки тестера.

Далее необходимо проверить цепи управления, для этого нужно отсоединить провода от реле и закоротить их, а затем проверить, есть ли контакт между ними и штекером питания. Наличие такого контакта означает, что реле, провод и датчик температуры исправны.

При обнаружении проблемы необходимо проверить каждый блок в отдельности, снять датчик температуры и отсоединить провода.

Из гвоздя можно сделать стержень для подвижных контактов реле. Эта деталь обычно сделана из пластика и часто ломается, На рисунке показано, как это можно сделать

Затем проверьте каждый из проводов, если есть короткое замыкание, можно сделать вывод, что детектор неисправен. Его следует заменить, но если цепь управления работает нормально, без обрывов, проверяются предохранительное и пусковое реле.

Для доступа необходимо снять крышку, в старых моделях она крепится на защелках, в новых — на заклепках, необходимо точно просверлить отверстия, и после проверки закрепить крышку винтами.

Наиболее распространенными неисправностями этого устройства являются заклинивание пружины или сердечника в катушке, подгоревшие контакты или сломанный стержень. Все это вполне поправимо, для начала с катушки снимаются защелки, сердечник и стержень с контактами.

Затем происходит тщательная очистка всех этих элементов, в самых простых случаях будет вполне достаточно мягкой ткани со спиртовой пропиткой. В более сложных случаях для обеспечения свободной работы сердечник необходимо очистить тканью или даже напильником. Все контакты также очищены.

Читайте также  Какой холодильник лучше Бош или lg?

Если вы обнаружили, что стержень сломан, что часто случается, поскольку это пластиковый стержень, вы можете заменить его кусочком обычного гвоздя. После ремонта узел собирается в обратном порядке, устанавливается на место и подключается.

Как проверить двигатель холодильника рабочий он или нет

Самый распространённый тип компрессоров в кондиционерах — однофазные компрессоры с пусковой обмоткой.

Чтобы получить доступ к контактам компрессора необходимо разобрать кондиционер так, чтобы был доступ к компрессору. Обычно контакты защищены крышкой, которая закручена винтом, найти её вы можете по проводам, которые подходят к компрессору. После снятия крышки вы увидите три контактных вывода на которые надеты клеммы с проводами.

Необходимо снять провода и мультиметром измерить сопротивление между выводами. Ставим переключатель прибора на функцию измерения сопротивления (обозначается буквой Ω). Если мультиметр показывает бесконечно большое сопротивление между выводом С и остальными, то это означает обрыв, в случае встроенной защиты нужно убедиться что компрессор не перегрет и не сработала защита, в противном случае, и если защита внешняя-компрессор неисправен. Если сопротивление стремится к нулю это означает короткое замыкание и компрессор также неисправен.

Точное значение сопротивлений зависит от мощности компресссора, точности вашего прибора и может колебаться в пределах, примерно, 1-20 Ом.

Как видно из схемы, сопротивление между выводами М и S должно равняться сумме сопротивлений между клеммами S и С и между М и C.

Как правило, рабочая обмотка (M-C) более мощная, поэтому её сопротивление меньше чем у пусковой (S-C).

В каждом компрессоре существует тепловая защита, но она может быть встроенная как на схеме, или находиться под крышкой, рядом с выводами компрессора.

Если она не встроенная, так называемая «таблетка», то её можно прозвонить отдельно и заменить в случае неисправности (она должна быть замкнута в нормальном состоянии, размыкается при достижении определённой температуры 90-120 °С ).

Сразу оговорюсь, что таким способом мы не сможем определить короткозамкнутые витки, для этого существуют другие приборы (но и они недостаточно стабильно определяют короткозамкнутые витки).



Проверка компрессора холодильника своими руками

Многих интересует, как проверить компрессор холодильника: рабочий или нет. Стоит ознакомиться с особенностями его функционирования. Оно состоит из 3 последовательных этапов:

  1. Принцип работы мотора-компрессора холодильника заключается в запуске реле, замыкающем электроцепь. Оно включается, когда повышается температура. Приводится в действие нагнетатель, создавая необходимое давление в системе, и хладагент поступает в радиатор испарителя. Фреон становится жидким, и образуется много тепла. Оно рассеивается в холодильной камере с помощью решетки радиатора — змеевика.
  2. Пройдя конденсатор, газ оказывается в капиллярном трубопроводе. Там давление стабилизируется и медленно уменьшается.
  3. Жидкий хладагент под низким давлением попадает в испаритель. Он нагревается до нужной температуры. Хладагент превращается в пар. Конденсатор охлаждается, а температура в холодильном устройстве снижается.

Перечисленные этапы образуют цикл. Он повторяется всегда, когда температура повышается более заданной отметки. Показания фиксирует специальный датчик.

Посмотреть » Что делать когда трещит холодильник при работе и громко щелкает сзади

Требуется подготовить необходимые приспособления:

  • отвертки с профилями;
  • гаечные ключи 8, 10 и 13 мм;
  • плоскогубцы;
  • мультиметр;
  • манометр;
  • 3 проводниковых перемычки с клеммами;
  • изоленту и заглушки из резины или винила.

Можно заменить отвертки шуруповертом с набором насадок. Желательно использовать средства индивидуальной защиты. Хладагент может оказаться токсичным или взрывоопасным. При работе с ним нужно быть предельно осторожным.

Неисправность нагнетателя бывает связана с различными причинами. Знание механизма работы холодильника позволит определить поломку самостоятельно. Важно учитывать тип термостата.

Если он механический, существует 3 причины неисправности:

  • повреждение реле;
  • поломка термостата;
  • выход из строя нагнетателя холода.

Проверка сопротивления

Стоит проверить сопротивление мотора холодильника мультиметром. Сначала рекомендуется выяснить, исправен ли питающий провод. Если он в порядке, требуется проверить компрессор. Следует убрать блок защиты, вытащить содержимое и отключить от реле. Щипцами мультиметра нужно провести попарное измерение проводов. Значения необходимо сверить с таблицей рекомендуемых показателей для данной модели нагнетателя.

Параметры для обычного варианта между контактами:

  • сверху слева и справа — 20 Ом и 15 Ом;
  • левосторонним и правосторонним — 30 Ом.

Наличие отклонений указывает на поломку. Рекомендуется определить сопротивление между проходными контактами и корпусной частью. Знак бесконечности свидетельствует об исправности прибора. Когда тестер показывает 0 или любое другое число, имеется повреждение.

Проверка давления

При проверке холодильника на работоспособность нужно измерить давление в корпусе. Подсоединить имитатор к нагнетающему штуцеру. Снять показания при запущенном компрессоре. Он считается исправным, когда на манометре давление 6 атмосфер. Если показатель более низкий, понадобится замена корпуса.

Проверка тока

После определения сопротивления полезно узнать силу тока. Подсоединить реле компрессора и электродвигатель. Тестером зажать контакт сети, ведущий к прибору. Нормальное значение силы тока идентично мощности мотора. Например, при 120 Вт допустимо 1,1-1,2 А.

Как проверить реле

Для определения работоспособности холодильника нужно знать, как проверить реле компрессора:

  • на тестере включить функцию измерения сопротивления и убрать с реле защитный кожух;
  • из корпуса насосного устройства выведены 3 кабеля, подсоединенные к основному выходу и обмотке;
  • последовательно подключить щипцы к контактам.

На сопротивление влияет модификация электродвигателя и дата изготовления. Допустимый показатель — 15-40 Ом. Если значение больше на 10, мотор сломан.



Измерение сопротивления изоляции мегомметром.

Обычным тестером проверить пробой изоляции не получится-он измеряет сопротивление используя низкое напряжение 3—9 В. Мегомметр позволяет измерять сопротивление более высоким напряжением 200-1000 В. Но всё равно предварительно необходимо «прозвонить» обмотки мультиметром, так как нельзя измерять сопротивление мегомметром при коротком замыкании обмотки на корпус.

На приборе можно выбрать напряжение которым будет измеряться сопротивление и время в течение которого будут тестироваться обмотки.

Измерять сопротивление необходимо между одним из трёх выводов на компрессоре и, например, медной трубкой выходящей из компрессора напряжением 250-500 В. Сопротивление должно находиться в пределах 7-10 МОм. Если нет, то также компрессор под замену.

Перед измерением внимательно изучите инструкцию к вашему прибору, используется высокое напряжение, поэтому при неправильном использовании можно получить удар электрическим током или вывести прибор из строя.

Прозвонка компрессора холодильника

В бытовых холодильниках применяются маломощные компрессоры, в которых пусковая обмотка подключается на несколько секунд через пусковое реле с помощью позистора или электромагнитного реле.

Схема с электромагнитным реле:

В этом случае, ток проходит последовательно через катушку реле и рабочую обмотку компрессора. Пусковой ток всегда больше рабочего, используя этот принцип, реле рассчитано так, что пусковой ток замыкает контакты реле и подключает пусковую обмотку компрессора, который запускается. При этом ток, текущий по рабочей обмотке и обмотке реле снижается, контакты размыкаются, отключая стартовую обмотку.

В составе реле также установлено термореле, которое отключает питание компрессора при его перегреве.

Схема с позистором:

На схеме позистор обозначен значком температуры t0 , а термореле цифрой 6.

Принцип действия такой: при комнатной температуре позистор имеет низкое сопротивление и напрямую подаёт напряжение на пусковую обмотку S. Через него протекает ток, который разогревает его, при нагревании внутреннее сопротивление позистора увеличивается, фактически отключая пусковую обмотку через несколько секунд после запуска компрессора. Остывает позистор только после отключения питания с компрессора и при последующем цикле включения снова подключает пусковую обмотку.

Советы по самостоятельной проверке компрессора в холодильнике

Цилиндрический предмет, чаще черного цвета, который можно увидеть с обратной стороны внизу холодильника – это кожух компрессора. Внутри кожуха в трансформаторном масле на независимой пружинной подвеске располагается компрессор.

Принципиально компрессоры ничем друг от друга не отличаются. Они представляют собой электродвигатель с поршневой или плунжерной нагнетательной системой. Любой электродвигатель переменного тока имеет в своей конструкции рабочую и пусковую обмотки.Обрыв или прожиг провода в одной из обмоток – наиболее частая причина поломки всего блока компрессора.

Из кожуха выводятся три контактные клеммы. Одна из клемм служит выводом пусковой обмотки, другая – рабочей обмотки,а третья –это общая шина.

Кроме того, каждый компрессор имеет пусковое реле. Устройство для запуска мотора в виде небольшой коробочки, имеющей общую контактную группу с клеммами компрессора. Иначе говоря, эта «коробочка» буквально надевается на эти самые три клеммы. Пусковое реле также может стать причиной, вследствие которой компрессор холодильного агрегата не запускается.

Новейшие модели холодильников оснащаются принципиально новыми устройствами запуска компрессора. Такие пускатели представляют собой сугубо электронное устройство, в отличие от прежних — электромеханических. Сама собой напрашивается аналогия с автомобильными блоками зажигания, пришедшими на смену традиционным трамблерам.

Не стоит забывать о питающем кабеле, который мы нередко основательно дергаем, пытаясь дотянуть до ближайшей розетки.

Возможные неисправности

Из перечисленных выше причин складывается следующий перечень возможных неисправностей холодильника:

  • перегорание одной из обмоток компрессора;
  • выход из строя пускового реле;
  • обрыв одной из токопроводящих жил (фаза, ноль) внутри питающего кабеля.

Последовательное исключение каждой из возможных неисправностей позволит определить истинную и приступить к ремонту или замене детали.

Для проверки питающего кабеля неплохо иметь в запасе подобный в заведомо рабочем состоянии. Это может быть сетевой шнур от старого утюга, стиральной машины, компьютерного блока питания и любых других приборов подходящей мощности.

Важно знать функциональную принадлежность каждой из клемм и не перепутать линию электропитания с шиной заземления. Закрепив контакты на соответствующих клеммах пускового реле, проверяем работоспособность холодильного агрегата. Если запуск компрессора состоялся, причина ясна.

Другой способ проверки кабеля после его отсоединения от реле — попытаться запитать с его помощью простейший электроприбор, например, настольную лампу. Здесь важно в целях безопасности предварительно изолировать импровизированные клеммные соединения.

Те, кто имеет в домашнем арсенале мультиметр, с помощью этого прибора (пр наличии опыта) могут предельно точно и быстро поможет определить любую из возможных неисправностей.

Проверка пуско-защитных реле холодильника

Выглядят пуско-защитные реле так:

Реле с позистором

Круглая чёрная «таблетка» с клеммами — это термореле, которое при нормальной температуре замкнуто, а размыкается только при сильном нагревании. Проверяется омметром — сопротивление должно стремиться к нулю, или в режиме «прозвонки» — должен быть звуковой сигнал при прикладывании щупов к клеммам.

То же самое относится и к позистору — в нормальном состоянии он замкнут. Находится он обычно внутри реле, между клеммами S и R компрессора. (На приведённом рисунке — это клеммы на белом основании).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: