Хладагент в холодильнике что это?

Хладагенты

Международный стандарт (МС) ИСО 817 «Органические хладагенты» предусматривает цифровые обозначения хладагентов в технической документации на холодильное оборудование, хладагенты, масла, тару для транспортирования хладагентов и масел, приборы автоматики, контроля и сигнализации холодильного оборудования и терминологию холода. Стандарт допускает несколько обозначений хладагентов: условное (символическое), торговое название (марка), химическое название, химическая формула. При этом условное обозначение хладагентов является предпочтительным и состоит из символа R и определяющего числа. Например: хладон-12 имеет обозначение R12, хладон-22 — R22. Приведем список некоторых органических и неорганических хладагентов:

К хладагентам предъявляются термодинамические, физико-химические, физиологические и экономические требования.

К термодинамическим требованиям относят минусовую температуру кипения при атмосферном давлении, низкое давление конденсации, высокую объемную холодопроизводительность, высокий коэффициент теплопроводности и теплопередачи.

Физико-химическими требованиями к хладагентам являются: малая плотность и вязкость, обеспечивающие незначительное сопротивление хладагента при циркуляции в агрегате; химическая пассивность к металлам, материалам изоляции обмоточных проводов

электродвигателя; химическая стойкость; негорючесть; малая способность проникать через неплотности; способность растворять воду и т.д.

Холодильные агенты должны быть безвредными для здоровья человека (физиологическое требование) и низкой стоимости (экономическое требование).

Помимо перечисленных рабочие вещества абсорбционных холодильников должны отвечать дополнительным требованиям: образовывать между собой растворы и обладать разными температурами кипения (вещество с более низкой температурой кипения является хладагентом, с более высокой — абсорбентом.

В компрессионных холодильниках хладагентом служит хладон-12 (дифтордихлорметан). В абсорбционных холодильниках используют два рабочих вещества: хладагент R 717 — аммиак и абсорбент R 718 — воду.

Аммиак (R717) — газ с резким удушливым запахом, вредный для здоровья человека. Газ без цвета, допустимая концентрация воздухе 0,02 мг/дм3 (0,0028% по объему). В соединении с воздухом при концентрации 16:26,8% (по объему) и наличии открытого пламени аммиак взрывоопасен.

Пары аммиака легче воздуха, он хорошо растворяется воде (один объем воды может растворить 700 объемов аммиака, что исключает замерзание влаги в системе). На черные металлы аммиак практически не действует, но вступает в реакции с медью и ее сплавами. Поэтому холодильные агрегаты абсорбционного типа изготовляют только из стали. Приведем некоторые температурные параметры хладагентов:

Температура кипения при нормальном атмосферном давлении, °С

Температура затвердевания, °С

Хладон-12 (химическое наименование дифтордихлорметан, символическое обозначение R 12) — бесцветный газ со слабым запахом четыреххлористого углерода, сжиженный под давлением. Молекулярная масса (по международным атомным массам 1969 г.) — 120,93. В бытовых холодильниках хладон-12 предназначается в качестве хладагента. По физико-химическим показателям хладон-12 должен соответствовать следующим требованиям и нормам:

Содержание нелетучего остатка, %, не более. 0,005
Кислотность. окраска индикатора не должна изменяться
Содержание дифтордихлорметана, %,
по объему, не менее. 99,5
Содержание примесей, определяемых
хроматографическим методом, %, по объему, не более. 0,5
в том числе содержание неконденсирующихся
примесей (воздуха или азота), %, по объему, не более. 0,3
Содержание воды, %, не более. 0,0004

Хладон взрывобезопасен, не горюч и н еядовит. При накоплении паров хладона в закрытом помещении может наступить удушье вследствие вытеснения им кислорода воздуха. Хладон-12 хорошо растворяет смазочные масла, понижая их вязкость. Поэтому в агрегатах применяют вязкое, абсолютно безвредное фреоновое нефтяное масло марки ХФ-12-16. Растворение фреонового масла имеет как положительную, так и отрицательную сторону. Вследствие большой текучести хладона масло хорошо проникает во все трущиеся детали, смазывая их, но в то же время при заносе в теплообменные части агрегата ухудшает теплопередачу.

Хладон-22 хуже растворяет масла; при низких температурах может образовывать двухфазные смеси. Поэтому в кондиционерах применяют масла с более низкой температурой застывания. Например, к ним относится масло ХФ-22-24.

Хладон практически воду не растворяет. Это является одним из его отрицательных свойств. Растворимость воды в жидком хладоне при температуре О °С составляет 25 мг/кг, при минус 35 °С — всего 2 мг/кг. В холодильном агрегате имеется капиллярная трубка. При наличии влаги в агрегате в ней могут образовываться ледяные пробки, приводящие к потере работоспособности агрегата. Поэтому содержание воды в хладоне-12 допускается не более 0,0004%.

Другим отрицательным свойством хладона является большая текучесть, т.е. способность его проникать через даже самые мельчайшие поры и щели. А следует помнить, что при значительной утечке хладона агрегат не функционирует.

В холодильные агрегаты однокамерных компрессионных холодильников обычно вводят от 90 до 220 г хладона и 280-340 г масла.

Утечка хладона при эксплуатации холодильников не должна превышать 2-5 г в год. Поэтому при ремонте холодильников особое внимание уделяют герметичности агрегатов. Для проверки герметичности применяют электронные галоидные течеискатели, позволяющие обнаруживать утечку хладона в количестве 0,2-0,5 г в год.

Озонобезопасные хладагенты

Озонобезопасные хладагенты. На международном совещании в Копенгагене (ноябрь 1992 г.) было принято решение о прекращении производства озоноопасных хладагентов R11, R12 и R502 с 1 января 1996 года.

В переходный период, наряду с заменой хладагентов CFC (R12, R502, R22, R115) озоноопасными HFC, FC (R134a, R404A), допускается замена их хладагентами HCFC (R22, R401A).

Для бытовой холодильной техники альтернативным является R134a (C2H2F4). Он не воспламеняется во всем диапазоне температур эксплуатации. Однако, при сжатии воздуха могут образовываться горючие смеси. Не следует смешивать R134a с R12, так как образуются газы высокого давления. Насыщенный пар хладагента R134a имеет давление несколько выше, чем у R1I2. Пар R134a разлагается под влиянием пламени с образованием отравляющих и разряжающих соединений, таких как фтороводород.

Хладагент R134a имеет эксплуатационные характеристики, близкие к R12. Его рекомендуется применять в бытовых холодильниках и может быть использован при переводе холодильных систем бытовых холодильников с R12 на R134a.

Вызов мастера по ремонту холодильников — тел. +7 (495) 973-29-17.

«Холод Сервис» осуществляет продажу запчастей для холодильников отечественных и зарубежных марок.

Продавцы и производители холодильников и кондиционеров предупредили о грядущем дефиците

Фото: depositphotos.com —>

Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), в которую входят Ariston, Miele, Gorenje и другие предприятия, направила письмо в Минэкономразвития России. В нем фирмы жалуются на то, что части импортеров с июля запретили ввозить хладагенты и заправленные ими устройства. Речь идет в основном о фреоне, который используется для крупной бытовой техники при производстве и сервисном обслуживании.

Согласно письму, Роспотребнадзор фактически ввел и распределил квоту на ввоз такого оборудования, которая никак не закреплена законодательно, а импортеры, которые не успели оформить разрешение, к 2022 году не смогут ввозить свою технику. В свою очередь, профильные ведомства уверяют, что риска дефицита нет.

Комментирует директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов.

Антон Гуськов директор по связям с общественностью РАТЭК «Если кратко, то проблема заключается в том, что Министерство природных ресурсов по ходу действия изменило правила, причем, на наш взгляд, изменило их неправомерно, то есть стало эксплуатировать те хладагенты, о которых само министерство писало, что квот на 2021 год не будет. Это коснулось уже действующих контактов, то есть установленные правила были восприняты бизнесом, и, соответственно, заключены контракты, и потом, когда они были заключены, эти правила вдруг почему-то поменялись. Соответственно, сегодня большое количество материалов, как самих хладагентов, так и устройств, в которых они содержатся, не может попасть в Российскую Федерацию. Собственно, поэтому мы обратились в Министерство экономического развития и в Министерство природных ресурсов, чтобы коллеги были последовательнее и действовали в соответствии с теми правилами, которые они сами установили. Исходя из документов Министерства природы, квотирования на 2021 год не должно было быть, а потом получается, что квота появилась. Вот эта несинхронность привела к такой ситуации, то есть несоответствие одного документа другому. На самом деле, такие решения может принимать только правительство Российской Федерации, а вообще это вопрос, скорее, даже Евразийской экономической комиссии, потому что эти правила устанавливаются на весь Евразийский союз».

Читайте также  Как переводится vacation на холодильнике?

Впрочем, не все компании, которые входят в ассоциацию, столкнулись с проблемами: некоторые используют хладагенты, которые не подпадают под новые правила ввоза. Например, это фирма Electrolux, говорит директор по взаимодействию с органами государственной власти в Восточной Европе Сергей Гусев.

Сергей Гусев директор по взаимодействию с органами государственной власти в Восточной Европе «Компания Electrolux в своей продукции, холодильно-морозильных приборах, уже очень долгое время не использует озоноразрушающие вещества в качестве хладагента, равно как и вещества, которые с лета этого года подлежат дополнительному контролю в виде квотирования и лицензирования при ввозе в Российскую Федерацию. Поэтому эта ситуация на поставки холодильно-морозильных приборов на рынок Российской Федерации компании Electrolux не оказывает. Мы не предполагаем каких-либо изменений в поставках в связи с этой ситуацией. Мы ввозим хладагенты исключительно внутри бытовых приборов, это традиционная стандартная ситуация, когда холодильно-морозильные приборы поставляются в Российскую Федерацию полностью готовыми к использованию и заправленные в том числе хладагентами, необходимыми для их работы».

Минэкономразвития получило обращение РАТЭК и перенаправило в Минпромторг. Там пояснили, что министерство выдает лицензии импортерам на основании разрешения, которое, в свою очередь, выписывает Росприроднадзор, и все вопросы формирования и контроля исполнения квот находятся в компетенции этого ведомства и Минприроды. В Минпромторге также заверили, что сейчас нет риска дефицита для производств, которые используют хладагенты.

С начала года цены на хладагенты выросли в три-четыре раза, рассказал Business FM исполнительный директор Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК) Дмитрий Кузин.

Дмитрий Кузин исполнительный директор Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК) «Хладагенты производятся не у нас, а в основном за рубежом, в Китае и так далее. Эта печальная тенденция [к подорожанию] появилась в силу подписания Россией Монреальского протокола и всех поправок к нему. Суть в том, что мы отказываемся от дешевых хладагентов, которые работают много лет и устраивают всех, но якобы влияют на наш климат, в пользу дорогих хладагентов, которые стоят на порядки дороже и производятся компаниями DuPont, Honeywell и прочими западными корпорациями. Хотя это весьма условно, потому что гораздо больше на атмосферу влияют те же вулканы. После введения этих новых правил ввоза и вывоза хладагентов и заправленного ими оборудования на территорию ЕврАзЭС, в частности России, у нас возник, во-первых, жуткий дефицит и оборудования, и фреонов, потому что оформление лицензии занимает достаточно много времени. У компаний, которые занимаются фреоновыми кондиционерами, срываются все планы, просто вся логистика, и в итоге оборудование простаивает на складе, выкупленное уже у производителя, за это платятся деньги. Потом, как известно, у нас сейчас достаточно сильно подорожали морские перевозки. В конце концов, естественно, за все расплачиваются, конечные потребители. Ну и плюс наши таможенники, например, которые трактуют положение, как кому вздумается, то есть приходит контейнер с оборудованием, заправленным 410-м фреоном, которое, в общем-то, вполне должно попадать на рынок без запретов и без получения разрешений. В одну смену оно проходит без затей, во вторую смену с людей требуют эти разрешения».

АПИК также направила в Минприроды и в Роспотребнадзор обращения по поводу сложившейся ситуации, копии которых есть у Business FM.

Главный агент в вашем кондиционере

Разбираемся вместе, для чего служит хладагент в системах охлаждения, какие хладагенты бывают и как сократить неизбежные утечки

Главный агент в вашем кондиционере

Кондиционер – это прибор, который осуществляет охлаждение или обогрев воздуха в помещении. В зависимости от конструкции и функциональности различают такие типы приборов как канальные и оконные кондиционеры, мультизональные системы и так далее.

Для чего нужен хладагент?

Кондиционер прочно вошёл в жизни людей XXI века. Основной его функцией является регулирование и поддержание определённой температуры внутри жилых помещений, офисов, автомобилей и так далее. Нужно обеспечивать должный уход и профессиональное обслуживание (при необходимости), чтобы бытовая техника оставалась в рабочем состоянии как можно дольше. Своевременные меры помогут не только увеличить срок использования техники и предотвратить возможные неисправности, но и обойдутся гораздо дешевле, чем ремонт серьёзной поломки.

Характеристика сплит-систем такова. Сплит-система (бытовой настенный кондиционер) состоит из внутреннего и внешнего блоков. Первый блок находится внутри кондиционируемого помещения и выполняет функцию испарения. Второй блок располагается снаружи здания и выполняет функцию конденсатора. Блоки соединяются системой трубок и кабелем.

Любая сплит-система основана на способности вещества отнимать теплоту при кипении и затем отдавать её воздуху. Таким элементом этой системы является фреон, по-другому хладагент хлорфторуглерод. Именно благодаря хладагенту осуществляется кондиционирование воздуха в помещение. Это вещество под воздействием некоторых процессов переходит из жидкого состояния в газообразное и, наоборот, помогая преобразовывать тёплый воздух в холодный.

Виды хладагентов

Обычно хладагент классифицируют по его химическому составу. Он имеет формы R-22, R-12, R-134a, R-407C. Никакого влияние на самочувствие и здоровье человека эти формы не имеют. До недавнего времени наибольшей популярностью пользовался R-22, поскольку он прост в использовании и имеет невысокую цену. Европейские исследования положили конец недолгой эпохе этого фреона. Выяснилось, что причиной образования озоновых дыр в стратосфере во многом является производство хлорсодержащих фреонов.

В связи с неблаготворным влиянием R-22 на обстановку в окружающей среде, странами ООН было принято решение уменьшить производство озоноразрушающего фреона. На данный момент этот хладагент можно встретить лишь в старых моделях кондиционеров. За фреоном R-22 пришёл R-410A, который признан озонобезопасным, на основе многочисленных опытов и исследований. С 2010 года этот хладагент стал использоваться в большинстве сплит-систем, что логично привело к увеличению цены на сервисное обслуживание по их установке.

R-410A предпочтителен не только тем, что он безопасен для окружающей среды. При утечке замена этого хладагента является более экономичной, так как заправку необходимо проводить частично. Хотя обычно для замены фреон полностью сливают. Также R-410A требуется на 20% меньше для заправки сплит-системы, по сравнению с R-22.

Неизбежные утечки и как с ними бороться

По последним статистическим данным в год из системы кондиционирования утекает до 8% фреона. Причины этого могут самые разнообразные. От некачественного монтажа до разгерметизации фреонового контура. Наихудшим итогом утечки фреона может стать тотальная поломка компрессора, которая приведёт либо к замене самого компрессора, либо к полной замене внешнего блока. В итоге от поломки одной детали может пострадать вся сплит-система. Для того, чтобы этого не случилось, нужно хотя бы раз в год проверять кондиционер на наличие возможных неисправностей.

Существуют несколько признаков ухудшения работы системы:

  • появление льда или инея на некоторых частях сплит-системы;
  • уменьшение силы охлаждения или нагревания воздуха в помещение;
  • вытекание жидкости из кондиционера по стенам комнаты.

Чтобы предотвратить утечку хладагента, нужно проверять работу кондиционера после каждого использования. Такие нарушения как утечка фреона и образование наледи будут заметны невооружённым глазом. В случае обнаружения неполадок в системе нужно отказаться от использования кондиционера до прибытия мастеров сервисной службы. Даже если поломка критическая, устранить её получится без особых трудностей и последствий для работы системы в будущем.

Когда без ремонта не обойтись

Чаще всего проблема носит локальный характер, поэтому для того, чтобы заправить фреон не нужно полностью разбирать блоки системы. Однако, как показывает практика, бывают редкие случаи, когда проблему неисправности выяснить не так-то просто. Поэтому для выявления поломки и её исправления, технику разбирают и отправляют в ремонтный центр.

Читайте также  Что означает vacation на холодильнике lg?

Хладагент – важная и неотъемлемая часть сплит-системы. Для долгого и надёжного функционирования бытового кондиционера нужно регулярно наблюдать за состоянием техники, а, главное, – за количеством фреона в системе. Ведь именно хладагент гарантирует качественную конденсацию воздуха внутри помещения. Нужно заблаговременно заботиться о состоянии системы и не доводить дело до критического положения.

ВИДЕО:

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

Гидрофторуглеродный барьер для холодильников

Фото: Joe Raedle / Getty Images

Ввоз хладагентов, которые используются при производстве и обслуживании холодильников, кондиционеров и другого подобного оборудования, в Россию усложнился, уведомила министра экономического развития Максима Решетникова в своем письме Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК; среди членов — Electrolux, DeLonghi, Miele, Gorenje, Ariston). Копия письма от 1 сентября 2021 года есть у РБК, в ассоциации подтвердили подлинность документа.

Авторы письма указывают, что с июля 2021 года для части импортеров стал невозможен ввоз хладагентов и техники, которая их содержит: фактически на импорт была установлена квота, хотя законодательно это никак не закреплено. РАТЭК попросила Решетникова указать Минприроды, подконтрольный которому Росприроднадзор выдает разрешения на импорт, «на недопустимость введения ограничения на ввоз» хладагентов, поскольку на это нет «легитимных правовых актов».

Минэкономразвития получило обращение РАТЭК, но, как уточнила пресс-служба министерства, эта тема находится в компетенции Минпромторга, в которое и было перенаправлено письмо. В Минпромторге пояснили, что министерство выдает лицензии импортерам на основании разрешения, выдаваемого Росприроднадзором, поэтому вопросы формирования и контроля исполнения квот находятся в компетенции Минприроды и Росприроднадзора. «На данный момент риски для производств, использующих хладагенты, отсутствуют», — заверил представитель Минпромторга. Пресс-служба Минприроды, в свою очередь, сообщила, что министерство получило письмо РАТЭК и прорабатывает этот вопрос.

В чем суть проблемы

В производстве кондиционеров, холодильного и морозильного оборудования, ингаляторов сейчас используются гидрофторуглероды. Их применяют также для изготовления аэрозолей, некоторых видов стройматериалов, средств противопожарной защиты. Гидрофторуглероды пришли на смену хладагентам, разрушающим озоновый слой. Применяемые сейчас вещества менее опасны, но все равно способствуют усилению парникового эффекта, поэтому их использование в мире в 2016 году также было решено ограничить. Россия в прошлом году ратифицировала соответствующую поправку к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, и обязалась сократить объемы потребления гидрофторуглеродов с 2020 года на 5%, с 2025 года — на 35%, с 2036 года — на 85%.

Для этого был введен контроль за импортом этой продукции. С апреля 2021 года компании, импортирующие гидрофторуглероды на территорию Евразийского экономического союза, в который входит и Россия, должны оформлять специальные лицензии. В России их выдает Минпромторг на основании заключения Росприроднадзора. Ограничение коснулось и оборудования, заправленного такими хладагентами, то есть холодильников и кондиционеров.

Никакой квоты, которую бы могло утвердить российское правительство либо Евразийская экономическая комиссия, на ввоз хладагентов в 2021 году установлено не было, указывает РАТЭК. Несмотря на это, с июля 2021 года импортеры гидрофторуглеродов стали получать отказы Росприроднадзора в выдаче разрешительных документов. Этот отказ ведомство объясняло «исчерпанием допустимого объема потребления гидрофторуглеродов в 2021 году», следует из письма РАТЭК. «В итоге складывается ситуация, при которой произошло фактическое введение и распределение квоты на импорт гидрофторуглеродов в 2021 году при отсутствии законодательно закрепленной квоты и установленного механизма распределения квоты», — констатируют авторы письма.

Таким образом, импортеры, которые успели оформить разрешение до июля 2021 года, получили квоту, а остальные не смогут ввезти свою продукцию до начала 2022 года. Это, как уверены в РАТЭК, приведет к «значительным убыткам» импортеров, так как поставки продукции уже запланированы, продукция закуплена и многие товары уже находятся в пути. Без разрешительных документов импортеры будут вынуждены возвращать продукцию поставщикам, что приведет к дополнительным расходам на транспортировку и штрафные санкции, говорится в письме. Кроме того, каждая лицензия стоит 160 тыс. руб. и при отказе ведомства эти деньги не возвращают, отмечает представитель РАТЭК Антон Гуськов.

Какие могут быть последствия

Хладагенты используются не только для самих устройств крупной бытовой техники при их производстве на заводах, но также и для их сервисного обслуживания, например в случае с кондиционерами, говорит Антон Гуськов. По его словам, проблема может затронуть до половины рынка крупной бытовой техники, в том числе холодильников, и многие производители рискуют оказаться без необходимых веществ. При этом на российском рынке локализовано производство большого количества крупной бытовой техники, уточняет представитель РАТЭК. В текущий момент речи о дефиците техники не идет — у производителей есть запасы, но в перспективе невозможность получения лицензии приведет к тому, что многие компании не смогут ни произвести продукцию, ни импортировать ее, предупреждает Гуськов.

Дефицит гидрофторуглеродов в России уже наблюдается, из-за этого цены на хладагенты выросли с начала года в три-четыре раза, говорит исполнительный директор Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК) Дмитрий Кузин. По его словам, в России хладагенты практически не производятся, по существу, все гидрофторуглероды импортируются, поэтому при введении новых правил необходимо было предусмотреть переходный период для отрасли.

В Россию, по информации Федеральной таможенной службы, в первой половине 2021 года были ввезены 6,3 тыс. т фторированных, бромированных или йодированных производных ациклических углеводородов, к которым относятся и гидрофторуглероды, на общую сумму $23,3 млн. В 2020 году это были 7,7 тыс. т на $25,8 млн, что на 12% ниже в натуральном выражении и почти на 31% — в денежном, чем в 2019-м. По данным правительства, основной поставщик гидрофторуглеродов — Китай.

АПИК также направила обращения в Минприроды и Роспотребнадзор (копии писем от 30 августа есть у РБК). Ассоциация обращает внимание на то, что разрешения на ввоз продукции выдаются только до конца календарного года и в 2021 году пока не выдают разрешения на ввоз в 2022 году. Между тем получение разрешения и лицензии занимает около двух месяцев, сроки поставки занимают еще около четырех месяцев, и в результате, если выдавать разрешения только с января, поставки будут возможны не раньше середины июля. «Подобная практика приведет к срыву поставок кондиционеров к летнему сезону 2022 года, дефициту климатической техники и росту конечной стоимости продукции», — не исключает АПИК.

Глава представительства производителя бытовой техники Candy-Hoover Group в России Глеб Мишин сообщил, что знает о проблеме с дефицитом фреона, она коснулась производства в России холодильников и морозильников, а также компаний — установщиков кондиционеров. Candy-Hoover Group на производстве холодильников использует хладагент, у которого есть российские аналоги, но из-за дефицита фреона в целом произведенные в России аналоги тоже подорожали, признает Мишин.

Входящий в группу Bosch производитель бытовой техники BSH Hausgeräte уже много лет не использует вещества, включенные в перечни озоноразрушающих, заверили в российском офисе компании.

Хладагенты используются также для оборудования складов, преимущественно предназначенных для хранения продовольственной продукции. Дополнительное лицензирование при поставках в Россию уже повлекло за собой рост цен на гидрофторуглероды и увеличение сроков поставок, сообщил Андрей Постников, гендиректор компании «Ориентир», которая специализируется на девелопменте складов. Но компании уже «скорректировали работу по размещению заказов на эти вещества с учетом новых временных интервалов».

Читайте также  Как прочистить капилярку в холодильнике?

Управляющие готовыми складами с проблемой пока не столкнулись. В пресс-службе «Сбер Управление активами», в портфеле которого есть несколько складских комплексов, пояснили, что хладагенты на складах нужно обновлять примерно раз в пять лет и на их объектах этот срок пока не пришел.

Хладагент — холодильный агент

Холодильный агент, или, как его чаще называют, хладагент — это своеобразная «кровь» холодильной машины. Специальное рабочее вещество, используемое в цикле теплообмена.

Низкая температура кипения позволяет применять хладагент для охлаждения, которое происходит при переходе хладагента из состояния газа в жидкость, в процессе отбирания тепла от объекта, который охлаждают, и последующей отдачи тепла среде в процессе конденсации. Достигается это явление, благодаря специфическим качествам и термодинамическим свойствам холодильных агентов.

Механические устройства, которые используют хладагенты, в нашем случае это холодильные компрессоры и сопутствующее оборудование, должны отвечать определенным критериям. Например, по антикоррозийной стойкости материала, из которого изготовлены устройства, а также важны вопросы токсичности и горючести.

История применения хладагентов

Ранние механические системы охлаждения использовали сернистый газ или аммиак, даже в бытовых приборах, например, в бытовом холодильнике. Но будучи токсичными, диоксид серы быстро исчез с рынка.

А вот, аммиак (R717) используется в промышленных холодильных установках более 130 лет и его применение считается экологически чистым, экономичным и энергоэффективным.

Природный хладагент двуокиси углерода (R744) имеет такую же давнюю традицию использования в холодильной технике.

Воздух как хладагент используется давно. На кораблях, в торговле, в пищевой промышленности использовались машины воздушного охлаждения. Сегодня, современные технологии в холодильной технике делают воздух, может быть и не самым эффективным хладагентом, но наиболее практичным, безопасным и безвредным холодильным агентом во многих областях применения.

Перспективы применения и особенности хладагентов

Ввиду того, что природные хладагенты, такие как аммиак, диоксид углерода и негалогенированные углеводороды не вредят озоновому слою, и не имеют (как например, аммиак) или имеют очень низкий потенциал глобального потепления (двуокись углерода, углеводороды), то они широко используются в системах кондиционирования воздуха для зданий, в области спорта и досуга, в химической и фармацевтической промышленности, в автомобильной промышленности, и, прежде всего в пищевой промышленности (производство, хранение, розничная торговля).

Европейский Союз ликвидирует хладагенты с потенциалом глобального потепления (ПГП) более 150, в автомобильном кондиционировании воздуха (ПГП = 100 год потепления одного килограмма газа относительно одного килограмма СО2).

Углекислый газ — СО2 (R-744), как природный хладагент, — одна из наиболее перспективных альтернатив существующим сегодня хладагентам. Углекислый газ не воспламеняется, не разрушает озоновый слой, имеет потенциал глобального потепления -1, но является токсичным и потенциально смертельным в концентрациях, превышающих 5% по объему. R-744 можно использовать в качестве рабочей жидкости в системах климат-контроля для автомобилей, в системах кондиционирования воздуха жилых помещений, в тепловых насосах, для коммерческого холодильного оборудования и торговых автоматов.

Хладагент R-134a и некоторые другие смеси являются в настоящее время заменой хлорсодержащих соединений.

Использование пропана высокой степени очистки в качестве хладагента также выгодно, особенно в системах, предназначенных для R-22.

Систематизация и нумерация холодильных агентов

Наиболее распространенное обозначение хладагентов в формате «R-xxx» — нумерация хладагентов ASHRAE, где назначаемый номер холодильного агента описывает специальным методом его молекулярную структуру.

Суффикс после номера обозначает, что вещество — изомер. Например, R-134a или R-600a.

Каждая серия представляет собой группу холодильных агентов, объединенных по определенному признаку. Например,

  • R-4xxx и 5-xxx — это серии смесей хладагентов;
  • R-7xxx — серия холодильных агентов — неорганических соединений.

Распространенные смеси хладагентов

  • R-401A — хлорфторуглерод, смесь хладагентов R-32, R-152a и R-124. Предназначен для замены хладагента R-12.
  • R-404A — гидрофторуглерод, смесь из R-143a (52%), R-125 (44%), и R-134a (4%). Предназначен для замены R-22 и R-502. Температура кипения хладагента, при нормальном давлении -46°C.
  • R-406A — смесь R-22 (55%), R-600a (4%), и R-142b (41%).
  • R-407A — гидрофторуглерод, смесь R-32 (20%), R-125 (40%), и R-134a (40%).
  • R-407C — гидрофторуглерод, смесь R-32(для обеспечения теплоемкости), R-125(уменьшает горючесть) и R-134a(снижает давление). Имеет более высокую критическую температуру, и более низкий потенциал глобального потепления (Global Warming Potential), чем R-410A.
  • R-408A — гидрофторуглерод, смесь R-22, R-125 и R-143a. Предназначен для замены R-502. Температура кипения хладагента: -44,4 °C.
  • R-409A — гидрофторуглерод, смесь R-22, R-124 и R-142b. Температура кипения хладагента: -35,3°C.
  • R-410A — смесь R-32 и R-125. Предназначен для замены R-22 в бытовых и легких коммерческих системах кондиционирования воздуха.
  • R-500 — смесь R-12 (73,8%) и R-152a (26,2%).
  • R-502 — смесь R-22 и R-115.

Описание таблицы хладагентов:

  • ASHRAE (The American Society of Heating, Refrigerating and Air Conditioning Engineers) — Американское общество по отоплению, охлаждению и кондиционированию воздуха является международным техническим обществом для всех лиц и организаций, заинтересованных в системах отопления, вентиляции, кондиционирования и охлаждения воздуха.
  • IUPAC (International Union of Pure and Applied Chemistry) — это авторитетная международная структура, занимающаяся разработкой и распространением стандартов в области наименований химических соединений. Номенклату?ра IUPAC — это система наименований химических соединений и описания науки химии в целом.
  • Время существования в атмосфере (лет) — время, в течение которого вещество находится в атмосфере, и до того момента, когда концентрация вещества достигает природных, безопасных величин.
  • Потенциал глобального потепления (Global warming potential, GWP) — коэффициент, определяющий степень воздействия различных парниковых газов на глобальное потепление, за определенный промежуток времени. В нашей таблице — за 100 лет.
  • Потенциал разрушения озонового слоя (ODP) химическим соединением это относительное количество деградации озонового слоя, которое оно может вызвать. За ориентир взят хладагент R-11 (трихлорфторметан), где ODP зафиксировано как 1.0. Так как холодильный агент R-11 имеет максимальный потенциал ODP, среди хлоруглеродов, из-за наличия трех атомов хлора в молекуле.
  • CFC (chlorofluorocarbon) — хлорфторуглероды.
  • HFC (hydrofluorocarbons) — гидрофторуглероды.
  • HCFC (chlorodifluoromethane) — хлордифторметаны.
  • PFC (perfluorocarbons) — фторуглероды (перфторуглеводороды).

Хладагенты и окружающая среда

Применение и использование холодильных агентов, поднимают вопросы сохранения окружающей среды и глобального потепления. Возникла такая озабоченность в 80-х годах прошлого века, по поводу широко используемых тогда, хладагентов:

  • R-12 — для автомобильных и малых систем кондиционирования (в Соединенных Штатах было прекращено производство в 1995 году);
  • R-22 — для жилых и небольших коммерческих систем кондиционирования, холодильников, морозильников (производство должно быть прекращено к 2020 году).

После запрета на хлорфторуглероды и гидрохлорфторуглероды, вещества, используемые в качестве заменителя, такие как фторуглероды и гидрофторуглероды также подвергается критике, из-за их вредного влияния на климат. Фторуглероды, особенно хлорфторуглероды, традиционно использовались в качестве хладагентов, но от них постепенно стали отказываться, из-за их негативного влияния на истощение озонового слоя Земли. Все пришли к выводу, что незаконно и неправильно давать возможность хладагентам попадать в атмосферу, причем все равно, преднамеренно или случайно это получилось, поскольку они могут вызвать серьезные повреждения озонового слоя.

Утилизация холодильных агентов требует соблюдения жестких правил, как при обращении с опасными отходами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: